Свт. Иннокентий Херсонский

Предмет праздника и отношение его к жизни христианской

В восьмой день после праздника Рождества Христова Церковь совершает праздник Обрезания Господня в воспоминание того, что Господь наш в восьмой день после рождения Своего, подобно прочим иудейским младенцам, был обрезан (Лк. 2; 21) по закону иудейскому (Быт. 17; 12) и, как Спаситель и Господь мира, назван Иисусом, по предвозвещению о том Ангела еще до зачатия Его (Лк. 2; 21).

Иисус Христос принял обрезание как для показания, что Он есть «истинный человек, а не с призраком только плоти», так и для того, чтобы исполнить всяку правду, - весь закон, которому человек сделался повинным и оставался должным; - а таким образом освободить нас от клятвы законныя (Тал. 3; 13). «Не устыдеся, - воспевает наша Церковь в праздник сей, - всеблагий Бог плотским обрезанием обрезатися: но даде Самаго Себе образ и начертание всем ко спасению: ибо закона Творец законная исполняет». - Пример Спасителя учит нас постоянному соблюдению Закона Божия и напоминает о внутренней чистоте и святости, или духовном обрезании, свойственном сынам Нового Завета, - "обрезании по внутреннему человеку" (Рим. 2; 29), состоящем в совлечении тела грехавного плоти (Кол. 2; 11), то есть в отсечении всех нечистых помыслов, движений, чувствований и пожеланий плотских, или - в перемене жизни порочной и беззаконной на жизнь добродетельную и Богоугодную.

Начало праздника

Праздник Обрезания Господня, по отношению к некоторым другим Господским праздникам, получил свое начало, или, по крайней мере, сделался известным в истории уже в позднейшее время. Впрочем, из беседы Максима Тавринского, или Пиемонтского, сказанной им на день Обрезания, видно, что этот праздник, без сомнения, существовал уже в V веке; а из «Бесед»: Григория Нисского, Амфилохия Иконийского и Амвросия Медиоланского следует, что он был известен еще в IV веке.

Намерение Церкви при учреждении сего праздника

Можно думать, что праздник Обрезания Господня установлен был сколько для воспоминания Обрезания Иисус Христова, столько же для отвлечения христиан от участия в языческом празднестве, известном под именем январских календ, которое совершалось в первых числах января со всеми языческими бесчиниями. Мысль эта подтверждается тем, что в беседах отцов Церкви на оный день до VI века были сильные обличения языческих календ. Сверх этого, основываясь на словах Епифания, что: «Иисус Христос, между прочим, обрезан был для того, дабы вопреки мнению утверждавших, что Он имел воображаемое только тело, показать, что Он принял на Себя истинную плоть человеческую, или, что то же, во всем подобен был прочим человекам, кроме греха,» - можно догадываться, что установление праздника Обрезания Господня направлено было и против ереси манихеев, между прочим утверждавших, что Иисус Христос по видимому только родился, а не на самом деле.

История праздника