Свт. Иннокентий Херсонский

Праздник Обрезания Господня, как замечает Бароний, первоначально был днем сетования и плача. Христиане, в отличие от язычников, более прочих времен года, осквернявших это время, старались проводить его с особенной чистотой и святостью, в посте и молитвах. «В продолжение сих дней, - говорит святой Августин, - мы постимся для того, чтобы, когда они (язычники) радуются, нам за них плакать». «Поелику, - гласит 18 правило II Туронского Собора, бывшего в 571 году, - между Рождеством Христовым и Богоявлением в каждый день суть празднества: то да обедуют и монахи, исключая те три дня, в которые отцы наши, для искоренения языческого обыкновения, учредили в Церкви петь особенные литии, то есть во время генварских календ, и в осьмой час самых календ умилостивлять милосердого Бога литургией». Уже в VI веке, если не позже, когда отцы Церкви, при усильном старании, ослабили у язычников и христиан празднование январских календ, праздник Обрезания Господня явился в настоящем его виде, то есть вместо плача и сетования стал совершаться в веселии и радости, какие свойственны христианским праздникам. Это можно видеть из того, что позже VI века уже не видно у отцов Церкви бесед, направленных против январских календ; между тем как до VI века они все почти писали против этого языческого праздника. Впрочем, во Франции, по свидетельству Бержье, первый день января и после сего долго был днем покаяния и поста для истребления суеверных обычаев и беспорядков, которым люди предавались в этот день и которые не что иное были, как остаток от язычества.

Особенность праздника

В праздник Обрезания в Российской Церкви после литургии совершается молебен о новолетии, что началось с того времени, как император Петр Первый, в сообразность европейскому летосчислению, повелел считать начало нового года с 1 числа января, вместо прежнего числа с 1 сентября: почему 1 число января в простом разговоре чаще называется новым годом, нежели Обрезанием.

Происхождение службы

В службе на праздник Обрезания Господня канон есть творение Стефана Савваита, творца канонов, жившего в VIII веке; а остальное неизвестно, кем и когда составлено.

Проповеди святых отцов

Проповеди на этот праздник, кроме упомянутых отцов: Григория Нисского, Амфилохия Иконийского, Амвросия и Максима Гавринского, находятся еще в сочинениях Афанасия, Кирилла Александрийского и Андрея Критского.

Продолжение праздника

Праздник Обрезания Господня продолжается один день и соединяется с празднованием памяти святого Василия Великого.