Свт. Иннокентий Херсонский

Продолжение праздника

Праздник Обрезания Господня продолжается один день и соединяется с празднованием памяти святого Василия Великого.

Праздник Богоявления

Предмет праздника и отношение его к жизни христианской

Праздник Богоявления Господня, совершаемый Церковью 6 января (19 января н.ст.), имеет предметом своим воспоминание Крещения Иисуса Христа от Иоанна Предтечи, во время которого Дух Святой низшел на Богочеловека в виде голубя и был глас с небес от Бога Отца: Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих (Мф. 3; 17), чем торжественно показано миру, что Сей крещаемый есть истинный Бог и Спаситель всех людей, - отчего и праздник этот называется на церковном языке Богоявлением. В нравственном отношении праздник сей учит нас тому, что величие сынов Божиих, и с тем благодать Святого Духа, приобретаются смирением и самоуничижением, подобно тому как Иисус Христос смирением и уничижением, исполнив при крещении Своем всяку правду (Мф. 3; 15) приобрел свидетельство благоволения Отца Небесного. В частности, крещение Христово подкрепляет веру нашу в важность и действительность таинства крещения.

Начало праздника

Поскольку праздник Богоявления сперва соединен был с праздником Рождества Христова, то о времени происхождения его должно сказать то же, что сказано о начале сего последнего, то есть что он ведет свое начало от первых времен христианства.

Особенное намерение Церкви при учреждении этого праздника

При главном побуждении к установлению праздника Богоявления, -крещение Иисуса Христа почтить особенным торжеством, - у пастырей Церкви могло быть и другое, именно: оградить верующих от заблуждения некоторых еретиков, которые отвергали троичность Божества. Заблуждение это многократно было опровергаемо отцами Церкви; но поскольку опровержения эти, произносимые устно, могли быть забываемы, а писанные — оставаться известными только для людей более образованных, то установлено празднование Крещению Спасителя, которое, приводя на память обстоятельства сего последнего, тем самым говорило всем и каждому о троичности Божества.

История праздника

В древности Западные Церкви в праздник Богоявления воспоминали еще о пришествии волхвов для поклонения родившемуся Спасителю мира, - о чуде, сотворенном Спасителем в Кане Галилейской; и, наконец, о другом чуде - насыщении пятью хлебами пяти тысяч народа, доказательства чего можно находить в сочинениях древних писателей Западной Церкви. Так, например, Августин говорит: «Сего дня почитаем мы то таинство, в котором Богочеловек явил Свою силу; потому что Он в сей день освятил воды к очищению рода человеческого Своим крещением в струях Иорданских и представил в небесах вестника Своего вышнего рождения; претворил воду в вино на брачном пире в Кане Галилейской и насытил пятью хлебами пять тысяч человек». Те же предметы праздника Богоявления, за исключением только последнего, представляются и в речи Петра Хрисолога, и в беседе Евхерия, епископа Лугдунского.

Когда прекратился на Западе обычай с Крещением Христовым соединять и воспоминание чудес, совершенных Спасителем, неизвестно; но воспоминание поклонения волхвов Иисусу Христу составляет теперь в Церкви Католической главный предмет праздника Богоявления, который посему и называется еще Праздником трех царей. Крещение же Спасителя торжествуется особенно 13 января, в восьмой день от Богоявления. В Восточной Церкви предмет праздника Богоявления, со времени отделения его от Рождества Христова, постоянно составляло и составляет воспоминание одного Крещения Спасителя.

Праздник Богоявления совершается так же торжественно, как и праздник Рождества Христова, а в древности совершался еще торжественнее, потому что этот праздник, подобно как Пасха и Пятидесятница, был торжественным временем крещения новообращенных; отчего и назывался иногда днем и праздником светов (?????, ????? ?????), святыми светами (???? ????). Эти наименования указывают на действие крещения, которое состоит в просветлении и очищении греховного естества человеческого; а равно и на древний обычай возжигать при крещении великое количество свеч. Впрочем, крещение новообращенных в праздник Богоявления совершалось только в Церкви Греческой, в Римской же это происходило только в навечерии Пасхи и Пятидесятницы.

Особенности праздника Богоявления в настоящее время