Свт. Иннокентий Херсонский

Праздник Пасхи, или Воскресения Христова, совершается в первый недельный день после полнолуния, случающегося в день весеннего равноденствия, или первого по равноденствии, что бывает не в определенное какое-нибудь число солнечного счисления, но иногда ранее, иногда позже, так что в разные годы Пасха восходит от 22 числа марта даже до 25 апреля.

До Первого Вселенского Собора в различных странах Пасху праздновали в различные времена. Евсевий говорит, что Церкви Азийские, основываясь на примере апостолов Иоанна Богослова и Филиппа, торжествовали Пасху в один день с иудеями, именно 14 числа пасхального их месяца - нисана, соответствовавшего началом своим мартовскому новолунию, в какой бы седмичный день оно ни случилось; а в Риме и Западных Церквах праздновали ее в день недельный, следовавший после пасхи иудейской. Это различие до половины II века не было никем прере-каемо, исключая Игнатия Богоносца, как выше сказано; но около 147 года Пий, Римский епископ, приглашал всех христиан праздновать Пасху в упомянутый день воскресный. Несмотря на это, Церкви Азийские не переставали следовать своему древнему обыкновению. В правление Антонина Кроткого Римский епископ Аникит и Смирнский Поликарп имели по сему предмету сношение в Риме; но, не смогши один другого склонить на свою сторону, каждый остался при своем обыкновении, не нарушая, впрочем, мира Церкви. Спустя несколько времени после этого Виктор, один из преемников Аникита, чрез послание к Азийским епископам, требовал уже повелительным образом, чтобы они во времени празднования Пасхи следовали примеру западных христиан; и когда те отозвались через Поликарпа Ефесского, что не хотят отступить от священного предания апостолов Иоанна и Филиппа и своих предков, запечатлевших благочестивую жизнь свою мученической смертью, - произнес на них отлучение от Церкви. Столь дерзкий поступок не понравился многим даже из западных; и Ириней, епископ Лионский, который был согласен с Виктором касательно времени празднования Пасхи, письмом своим обличил его дерзость, и тем погасил распрю. Впрочем, восстановленное спокойствие не было продолжительно. Около 318 года спор о времени празднования Пасхи опять возгорелся. Император Константин Великий, желая предохранить Церковь от раздоров, сперва письменно, а потом через Осию, епископа Кордубского, увещевал Азийских епископов отступить от своего обыкновения. Наконец, когда все было тщетно, дал предложение Никейскому Собору заняться между прочим рассуждением и о сем предмете. Вследствие этого Собором определено: "Праздновать Пасху в первый воскресный день, следующий за полнолунием, которое бывает или в самый день весеннего равноденствия, или первое после оного". Это определение подтверждено Собором Антиохийским в следующих словах: "Всех, дерзающих нарушать определение святого и великого Никейского Собора о святом празднике спасительной Пасхи, объявляем отлученными и отверженными от Церкви". Таким образом, Восточные Церкви согласились во времени празднования Пасхи с Западными. Впрочем, были некоторые общества, которые и после этого долго праздновали Пасху вместе с иудеями, отчего и называли их тессарескедекатитами, тетрадитами, или протопасхитами. Отделившись от единства с Церковью, они скоро разделились и сами между собой. Так, некоторые епископы из новатиан, живших во Фригии, составив собор в местечке Пазе, определили праздновать Пасху ежегодно вместе с иудеями; Марциан, епископ Новатианский, константинополитанец, в противность первым, созвав другой собор в Вифинии, издал определение праздновать Пасху когда кому угодно; а Савватий, христианин из Иудеи, сделавшись епископом протопасхитов, по свидетельству Златоуста, праздновал Пасху не только вместе с иудеями, но даже и по-иудейски, употребляя иудейские опресноки и держа пост во время Пасхи христианской. Когда совершенно прекратился между христианами этот раскол, неизвестно. В XIV веке возникло было опять прение о сем предмете, но Константинопольским Собором, или, лучше сказать, определением Никейского 1-го, оно было уничтожено.

Кроме этого общего различия во времени празднования Пасхи, случалось еще частное. Нередко бывало, что некоторые Церкви предупреждали одна другую в праздновании Пасхи целой неделей, а иногда и месяцем. Так, например, в 455 году, между Пасхой римлян и александриан протекло семь дней; в 577 году Церкви Галликанские торжествовали Пасху 21 марта, Церкви Италийские 18 апреля, а Церкви египетские 25 апреля; и в продолжение ста лет Церковь Латинская три раза, то есть в 322, 349 и 407 годах, совершала Пасху целым месяцем ранее Церкви Александрийской. Такая разность, происходившая от следования различным, между собой несогласным, годовым счислениям, продолжалась до тех пор, пока счисление Александрийское не было принято во всеобщее употребление. Это сделано римлянами в 525 году, а Галлией и Британией спустя два или три столетия после этого. Впрочем, папа Григорий XIII, найдя счисление Александрийское несовершенным, в 1582 году указал для Западной Церкви новое счисление, названное его именем. По этому счислению в Римской Церкви Пасха празднуется иногда ранее нашей целым лунным месяцем и более, так что иногда и иудейская бывает после григорианской, - чего по определению Никейского Собора быть не долженствовало; а сие происходит от того, что пасхальное новолуние, по григорианскому счислению, бывает и 8 марта нового стиля, то есть 23 или 24 февраля старого2.

Особенности праздника

А) Церковные.

Праздник Пасхи, как важнейшее торжество Христианской Церкви, издревле совершается Церковью с особенной торжественностью и великолепием. Все последование церковной службы в этот праздник имеет свой особенный характер, отличный от службы прочих праздников. Так, например, во всю седмицу праздника упраздняется в церковном служении чтение Псалтыри и почти всех частных псалмов, а вместо них, и притом многократно, поется тропарь Христос воскресе и другие песни, выражающие духовное веселье и торжество сердца, восхищающегося блаженством, доставленным смертью и Воскресением Спасителя. Песни эти и вся служба действительно произошли от души восторженной и живо чувствовавшей благость Божию к человекам.

Другие особенности праздника Пасхи суть следующие: 1. Вечерня пред этим праздником в Великую Субботу совершается всегда с литургией Василия Великого, и на вечерне читаются все те места Ветхого Завета, где предсказывается, или прообразуется, смерть и Воскресение Христово; а на литургии служащие изменяют, по чтении Апостола, мрачные одежды на светлые, и Апостол с Евангелием читаются уже воскресные в знак того, что Христос воскрес весьма рано, в ночь после субботы.

2. С вечера, под первый день Пасхи до первого часа, в который начинается утреня, читается в церкви книга Деяний святых апостолов. Когда получило начало это установление, неизвестно; но, по свидетельству Аллатия2, должно быть древнее. К учреждению этого Церковь побуждена была, без сомнения, желанием, чтобы верные ожидали в бодрствовании, как духовном, так и телесном, того времени, в которое совершилось неизреченно великое и спасительное для нас таинство. Но какую цель имела Церковь при назначении для чтения в это время книги Деяний святых апостолов, а не другого чего-либо, приличнейшего времени, с точностью определить трудно. Может быть, она хотела изображением совершенного апостолами обращения почти всей вселенной и чудес, учиненных ими, возбуждать сильную и живую веру в слушающих.

3. Во время звона к утрене среди церкви и в алтаре возжигается фимиам в таком количестве, чтобы вся церковь могла наполниться благовонием. Несмотря на это, служащие на каждой песни канона производят еще каждение обыкновенными кадильницами. Все это делается в означение обилия благодати, показанной нам Богом в Воскресении Христовом.

4. Пред началом утрени совершается вокруг церкви крестное хождение, без сомнения, в знаменование хождения учениц и учеников Христовых ко гробу Его, где они и уверились в воскресении; так, как ношение Плащаницы в навечерии Великой Субботы бывает в знаменование снятия со креста и погребения тела Христова.

5. Утреня начинается в притворе пред дверьми храма, без сомнения, в знак того, что ученицы и ученики Христовы уверились в Воскресении Его пред дверьми гроба.

6. При конце утрени бывает всеобщее целование друг с другом при произношении одним слов: "Христос воскресе!", а другим: "Воистину воскресе!" Один как бы возвещает об этом событии, а другой, как бы наперед зная это, подтверждает это известие. Таковой разговор, естественно, мог происходить между некоторыми из многих учеников и учениц Христовых в первые часы и дни при распространении известия о Воскресении Его, причем в знак и от полноты радости могли быть и взаимные лобызания. Поелику же Воскресение Господа никогда не теряет своей первой силы для верующих и всегда составляет источник величайшей радости, то взаимное приветствие с Воскресением Христовым и лобызание при этом обратилось во всемирное обыкновение, означающее изъявление общей радости и всеобщего прощения, в сообразность такового ж дарованного нам Воскресением Спасителя1. По свидетельству Аллатия, обряд этот у греков совершался следующим образом: "Под конец утрени священник во всем облачении, держа в руках Евангелие, на верхней доске которого изображено распятие Христово, становится пред Царскими вратами, а с ним и сослужители, держа каждый икону. Тогда начинают петь тропарь "Христос воскресе", что продолжают до тех пор, пока вся эта церемония закончится. Отличнейший из предстоящих подходит и, приложась к изображению на святом Евангелии, обняв обеими руками священника, целует его в плечо, говоря: "Христос воскресе!" Священник же, целуя его взаимно в лицо, ответствует: "Воистину воскресе!" После таким же порядком подходит другой, третий и все находящиеся в церкви, и, приложась к иконам и поцеловав священника, лобызают также и всех подле него стоящих сослужителей; и потом все таким же образом целуются между собой. А женский пол, взаимно лобызаясь, целуют только одна другую, приветствуя теми же словами. То же делают и самые дети. В продолжение трех дней и более все лобызаются между собой и вне церкви, - мужчины с мужчинами, а женщины с женщинами; дети же различия этого не наблюдают. Таким образом все собрание христиан, отложив взаимную ненависть, целованием примиряется, соединясь единым союзом радости"2. Подобным образом это делается и у нас, с тем только различием, что у нас целуются и женщины с мужчинами, и дети со взрослыми.