Взыскующие града

любовью, которая открывает, что самый последний прихожанин такой же член Церкви, и такой же сын Божий, как и все остальные.

Епископы могут избирться только из священников. Священники же, диаконы и другие лица причта выбираются из всех верующих. Причем монахи всех степеней не имеют никаких преимуществ перед другими верующими. Они избираются на совершенно равных правах со всеми.

Выборное начало должно вступать в действие постепенно, за смертью или выбытием по другим причинам вященника или диакона его место занимается не назначенным, а выборным кандидатом. Что касается епископов, то все они должны быть теперь же удалены на покой, во исполнение слов Правил Апостольских: " Аще который епископ, мирских начальников употребив, через них получает епископскую в Церкви власть, да будет извержен и отлучен и отлучены будут все сообщающиеся с ним" (Правило 3О). На освобождающиеся кафедры должны быть избраны общими усилиями епархиального духовенства и мирян — новые епископы из священников или монахов, проявивших себя истинными служителями Церкви Христовой (может быть переизбран и прежний епископ, если он занимал должность с честью).

В соответствии с введением выборного начала, должно быть совершенно реформировано дело духовного образования. Все существующие школы, от высших до низших, должны быть уничтожены или же превращены в светские — никакого специального отношения к подготовке пастырей не имеющие.

Для избранных священников и диаконов должны быть открыты годичные курсы, для специальной подготовки к пастырскому служению.

Необходимо немедленное уничтожение духовной цензуры и представление полной свободы всякому желающему устно или письменно проповедовать и распространять свои религиозные взгляды.

Материальная сторона обеспечения духовенства всецело переходит в руки прихода. С государством должны быть прерваны все связи, которые налагают какие-либо внешние обязательства и мешают внутренней свободе действия. Таким образом будет проведено полное отделение Церкви от Государства. Это отделение выражается:

В отказе от какого бы то ни было покровительства государственной власти. Церковь должна потребовать, чтобы были отменены все карательные законы за так называемые религиозные преступления.

В отказе от принятия Церковью присяги у отбыващих воинскую повинность, поступающих на высшую судебную и государственную службу, а также отказ от принятия присяги в суде. Для верующих присяга излшня, ибо они и без того не могут лгать, а для неверующих она — кощунство.

В отделении школы от Церкви. Свое религиозное воспитание подрастающие поколения должны получать в храме, и воспитание это должно быть свободным, не связанным ни с каким принуждением.

Все монастырские имущества должны перейти в руки всей Церкви. При монастырях должно быть оставлено самое необходимое. Содержаться все монахи должны своим личным трудом. Эти имущества идут:

на построение новых храмов во всех местах, где это необходимо—

на обеспечение приходской общинной жизни—

оставшийся излишек — на народное образование и на дела общественной благотворительности. Кроме того, все дальнейшие пожертвования в монастыри должны передаваться всей Церкви.