Два сорокоуста

Будто я в каком-то большом городе российском... Лето... Я живу в домике одноэтажном. Справа от меня ограда высокая... И дальше храм. Я заведую детьми - учащимися разных возрастов, причем дети одни живут вне ограды, другие - внутри ее. Но те и другие вместе, под моим управлением.

В городе ждут прибытия некоего высокого духовного лица, как будто бы Патриарха, едва ли не Митрополита Сергия, повсюду великая любовь к прибывающему.

Мы с учащимися тоже в ожидании - вне ограды. Он должен прибыть к нам. Мы выстраиваемся в два крестных хода: вне ограды дети имеют все: и хоругви, и фонарь со свечкой, а главное - КРЕСТ. Я облачился в мантию архимандритскую, будто бы. Смотрю у 2-го (внутриоградного) крестного хода нет ничего, кроме хоругвий... Как? почему?.. Я приказываю немедленно бежать в храм за всем этим. Но последние страшно медлят. Бегу сам... Нет креста. Алтарь заперт... Ищу подсвечника: справа горит убогий, но со свечой. Схватываю, кому-то отдаю... Ищу икон, не сразу вижу... Налево, около стены, наконец, нахожу: икону Казанской Божией Матери (4x6 вершка) в дешевенькой серебряной оправе с искуственными бумажными цветками вверху... Слава Богу! Передаю какой-то незнакомой, ласковой и робкой, небольшого роста старушке. Она улыбается, берет... Ищу другую. Рядом другая икона - св. Гермогена, очень большая (16x12 вершков). Деревянная с позолотой чеканной. И тяжелая... Но я ее схватываю легко и тоже передаю какой-то другой женщине со словами: “Тяжелая икона, но ничего: помогу и сам!” Они ушли с иконами. Ищу опять креста... Нет нигде... Пора уже выходить... Скоро Патриарх прибудет... Выхожу из храма в мантии. Храм не заперт. Слышу колокол гудит... Огромный приятный голос... Вдруг чаще зазвонили: значит, прибыл ожидаемый Святитель. Спешу...

Вдруг подходят два молодых человека, схватывают меня с развязанною улыбкою. В руках у них по долоту... “Куда вы?” - спрашиваю. “В храм! За бриллиантиком... Помните, мы вместе вставляли его?!”

...Воры. Я их бросаю с раздвоенною мыслью: позвать ли кого-либо на помощь... Они хотят из какой-то иконы выковырять бриллиант...

“Бегу”. То есть хочу бежать, но ноги едва волочатся. Боже! Боже! Я тогда хватаюсь за какие-то столы руками, лишь бы сдвинуть себя... Но подвигаюсь черепашьим шагом... Делаю усилие... А звон продолжается... И недалеко, будто, ограда, а не доползу! Не дотащусь!

Ах, если бы скорее! Скорее! Сил нет. Ноги волочатся, будто бы сто пудов в них! И... проснулся... Было 5-6 утра.

Смысл открылся тотчас же такой: Город -Россия, за оградой - эмиграция. И те и другие дети - одна семья и мне одинаково близки. Но у эмигрантов мало икон (молитвы), а главное -креста нет. Без подвига Христова хотят. А у внеоградных - у российских есть все.

Я стараюсь помочь эмиграции, но креста все же не нахожу для них, а лишь - иконы, молитву. Но зато сам задерживаюсь... Вытаскиваю себя. Но увы!..

“Зачем ты медлишь?” - спрашивает меня голос...

Иконы Казанской Божией Матери и св. Гермогена - символ спасения России...

В России-городе - ликование: спаслись. Воры - те эмигранты, которые даже при спасении России думают лишь о наживе и с этой материалистической целью используют “момент”, употребляют и Церковь как средство.