Два сорокоуста

В письме отстаивал мысль о необходимости послушаться. Но в этом наставлении проявилась опять СВОЯ ВОЛЯ... И, вероятно, от этого вползло в душу тоскливое чувство.

И чтобы преодолеть его, ныне на Литургии опять нужно было молитвенно бороться, и исход нашел такой: “Как бы ни было правильно мое воззрение, но лучше смиренно возложитъся на совет старцев. Господь силен Свою правду проявить через вопрошаемых. Нужно уже это обетование исполнить до конца.

Св. Апостол читался о необходимости жить достойно Евангелия Христова, “подвизаясь за веру Евангельскую и не страшась ни в чем противников: это (борьба против веры) для них есть предзнаменование погибели (замечательно!), а для вас - спасения (конечно, в царствии будущем). И сие от Бога, потому что вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него”. А дальше остановили внимание слова: “Ничего не делайте по любопрению (не как все, а по-своему) или тщеславию; но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя”.

И еще: “Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других” (Флп. 1, 27-2, 4).

В этом месте сказано - “и о других” ; значит о себе тоже должно заботиться, и при том не в земном лишь смысле, а и в духовном. Т. е. не только нужно думать: как то или иное отразится на других (например, соблазн), но прежде о себе позаботься, чтобы сделать по совести.

Итак: вера потребует “страдания”, и нужно смиренно все делать, однако исполняя свое дело, впрочем, думая и о других.

В Божественном Евангелии говорилось о Нагорной проповеди... И опять: блаженны нищие, смиряющиеся... Блаженны плачущие... Блаженны гонимые за Сына Человеческого... Везде христианина ожидают скорби, страдания, кресты... Таков путь спасения. Лишь бы “Сына Человеческого ради”.

После Литургии получил письма. Один без колебания решил, что дело Митрополита Сергия зловредное для Церкви (“не Филипп и не Гермоген”). А в конце вдруг - совершенно обратная мысль: “Послание не есть ли одна из величайших жертв, которые приносят Русские Святители... может быть спасая бытие самой Церкви в России? А если нет, то возлюбили больше славу человеческую, нежели Божию” (Ин. 12, 43).

Этими 4-5 строчками он сам подрывает “непоколебимую” аргументацию своих 5 предыдущих страниц.

Да! Не так просто!

Зато другой пишет воистину по-евангельски: “Убежден сердечно, что у всех архипастырей, пастырей и мiрян, желающих быть истинно православными (его курсив), возможно лишь одно отношение к власти родного народа - христианское, любовное, требуемое св. Апостолами. Следовательно, каким малым по сравнению с требуемой любовью кажется обещание (лишь) лояльности; тем более, что оно испрашивается от нас старшим Архипастырем...