Два сорокоуста

Попеременное волнение противоположными помыслами и раньше заставляло меня обращаться за советом к Афонским старцам. А теперь я решил все возложить на Волю Божию через них. И написал об этом. Но получил встречное письмо, где о. а[рхимандрит] К[ирик] пишет, что если я уж решил, то теперь приходится положиться на Волю Божию, хотя это будет со скорбями.

Получив, я обрадовался. Через два дня пришло письмо от а[рхимандрита] М[исаила], который просто отказывался давать совет, раз уже решено было.

Я почел это окончательным решением “за”, и принял уже некоторые меры...

Но вдруг ночью, под утро, около двух часов, я (еще писал) почувствовал точно удар орудием: “Как я смел не исполнить обещания, данного “ВО ИМЯ ОТЦА И СВЯТАГО ДУХА!”, дожидаться “третьего” и “свободного” решения св. отцев”. И такой страх напал на меня от мысли о нарушении обета, данного “во имя Пресвятой Троицы”, что я в трепете, закончив молитвы, скорее заснул... Через три часа нужно было идти к Литургии.

И здесь перед приступлением к Св. Чаше, я дал снова обет: “поступать по совести и смирению”. А для этого надо дождаться третьего ответа. И я написал им опять письмо об этом: решайте свободно, а не потому, что я уже подал заявление Митрополиту Евлогию, ибо я могу в корне все изменить, если будет сие благословенно ими.

И успокоился.

Теперь, - сказал я, - буду ждать решения их, как воли Пресвятой Троицы.

В это время приехал один из самых убежденных противников подписки... Был большой разговор. В конце концов он убедился, что у меня МОТИВЫ ДОБРЫЕ; но боится, что враг ловит меня, дабы погубить в России.

Мне, под влиянием бесед и по совету о. духовника, пришла мысль - в дополнение к подписке написать объяснение о понимании “лояльности” и оставить за собой свободу христианской совести на случай, если практическое поведение мое потребует иного, чем могло бы подходить под понятие лояльности.

Так и сделал.

И моей душе стало спокойнее.

Послал тоже на Афон как материал для решения. Сказал, что буду ждать.

...Наконец отслужил сороковую Литургию 11/24 октября и по делам отправился в Шабац... В городе на душе было так ясно и отрадно от мысли о послушании... И я еще послал письмо, что, по-моему, нужно исполнить послушание. Иногда же вырывались темные мысли.

Так кончился святой сорокоуст.

Письма на Афон приложены в другой тетрадке (“синей книге”)... Там можно их прочитать.

Получил 19/Х телеграмму: идет ответ с Афона. Да будет воля Господня!

21 октября/3 ноября

Вечер... Получил ответ... Но читать не буду ныне... Нужно помолиться. Завтра отслужу Св. Литургию... и прочту...

- Ну, куда ты “лезешь”?

На престол Вселенских святителей! Кто ты такой?! Тогда я готов был чуть не отказаться от архиерейства, но и на это силы не было.