Два сорокоуста

И невольно припоминается момент перед хиротонией в епископа, когда голос резко говорил ночью (от 11 до 1 ночи). Но нечто подобное переживал даже один из святых новомученников; перед страданиями ему пришли страшные хульные помыслы неверия; и духовник должен был уже читать заклинательные молитвы от лукавого духа. И просто искушение.

Может быть, и со мною было такое искушение? Но лучше смиреннее думать о своем несовершенстве в вере.

А в иное время бывает совершенно иначе: ныне, например, так горячо ощущал после Причащения Св. Тайн ЖИЗНЬ В ЕДИНОМ ХРИСТЕ!

“К кому мы пойдем? Ты один имеешь глаголы вечной жизни”.

И слезы веры текли... Но их нужно было сдерживать ради людей. Об этом и в поучении говорил братии храма.

Еще переживал и ранее, все Христос! Он и Истина, и жизнь, и путь! И тогда весь мiр становился будто бы призрачным... Только потому люди и увлекаются земным, что не живут Христом Господом.

А в России теперь возвратились к вере Христа, как единому на потребу. Этим можно объяснить взгляд и Митрополита Сергия на всю жизнь эту, как на “суетную”, о чем писал в прошлом году.

Истинно суетная. Все же кончается!

Теперь хочу записать новые мысли, с какими я обратился бы к Митрополиту Сергию, если бы вопрос о лояльности был решен положительно, или если бы потребовалось писать для отсрочки новой.

А. Нужно исповедывать истину. Теперь это, может быть, главная заповедь Христова, покрывающая все грехи.

Б. Именно: несомненно есть “недоумения” в послании (а лишь нужно понимать под углом толкования послания)... Не все можно не только оправдать, но и принять у советской власти, например: борьбу против веры, брака, обучения закону Божию и т. д.

В. И это соблазняет эмиграцию. Нужно все это сказать прямо. Иначе будет лицемерие утаивания, да и свяжет это тебя на будущее.

Г. А лояльность может принять Митрополит Сергий в России совершенно законно христиански.

Д. Здесь же лояльность, даже по отношению к местной власти, должна стоять на первом месте. Это очевидно: я обязан молиться и за Краля, и за Скупщину (см. Иеремию). Но, с другой стороны, прав и Митрополит Сергий, ибо если мы нераздельная часть Русской Церкви, то обязаны считаться с нею, с ее пользою. Ведь и в плену Вавилонском иудеи “плакали при вербах” об Иерусалиме.

Е. Да и с эмиграцией нужно не считаться. В частности, и мне, ибо я был один из нее и идейно поддерживал ее.

Вот все эти мысли обработать нужно: а) писать правду, хотя б) и считаться с обстановкой.

Главное: совесть должна быть спокойной. Да и тем не безполезно слушать правду.

Еще: приходили не раз мысли: 1) Митрополит Сергий прав, но 2) мне непосилен сей крест; 3) посему нужно смириться, а 4) в частности, положиться на решение старцев.