Два сорокоуста

Вот мы все из своего ума выдумываем, а слова Божия не читаем. Оно не только нужнее и сильнее всяких книг и мыслей наших, но и как меч рассекает, все ясно отделяя ложь от истины.

И желающим говорить по этому поводу нужно давать читать послания, где говорится об отношении рабов к господам... Нужно это одобрить.

Наконец Апостол Павел уведомляет, что пошлет к Титу некоего Артему или близкого ученика Тихика, и зовет Тита к себе... Значит, после недолгого времени и моего пребывания за границей Митрополит Сергий позовет меня к себе, где предполагает перезимовать.

“...Приветствуют тебя все находящиеся со мною. Приветствуй (кого мне приветствовать?

— Авт.) любящих нас в вере...” Не только по признаку национальности, государственности, а по вере... Только так любящие — в вере, по единству веры — единомышленны и близки... По вере как таковой.

А когда смотрят на веру не саму по себе, а как на средство к достижению чего-то иного, это не есть любовь “по вере”, а по нации или по государству...

А ныне так многие, огромное большинство, смотрят... Это ложь на христианство... Это-то и заставляет власть в России подозревать и Православие в неискренности теперь.

Какое же великое дело сделал Митрополит Сергий! Поистине историческое... Даже мiровое

— перевернуть мысли всех... Это дело огромной души христианской! Дело глубочайшего ума! Плод великого страдания!

Помоги ему Господь в сем апостольском подвиге! Как ему трудно теперь при общем непонимании!

Нужно служить ему со всей готовностью, не отказываясь исполнять никакие послушания, как бы это трудно мне ни казалось! Нужно поддержать его!

Не надо слушать ни одних, ни других, а его одного...

“Повинуйтесь начальникам вашим”, — говорил вчера еще Апостол!

“Благодать со всеми вами. Аминь” (15 ст.).

Бог промысленно воздвигнул именно Митрополита Сергия! Его знают все. Знают как умнейшего, чистого, искреннего человека и святителя! Его и Митрополит Антоний любит доселе [9]. Он имеет огромный церковный опыт, проводя все время в Синоде. Он традиционный человек в Церкви, имея глубокие корни от духовенства. Он пережил падение в “живую церковь” [10] и теперь знает, что она за зло. Это и мне стало видно: живоцерковники побеждены духовно, в душе испорчены, “развращены”, как говорит Апостол Павел... А Митрополит Сергий освободился от этого временного искушения, и, обратившись, теперь стал крепче: неискушенный нескусен. И на нем сбывается слово Господа об Апостоле Петре: “Симон, Симон! се сатана просил, чтобы сеять вас, как пшеницу. Но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя. И ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих” (Лк. 22, 32). - Истинно!

Но ведь аналогичная обязанность лежит и на мне; только по обратной, по другой стороне — братьям беженцам, с которыми я тоже ушел, а прежде — и действовал. Не так ли? Да!

Отсюда должны быть многие выводы. В частности: не отказываться от предложений Митрополита Сергия, каковы бы они ни были.

Здесь вести Христово, Евангельское дело. Вокруг себя набирать единодушных и единомыслящих людей — “тихих” внутренно, не злых.

Живоцерковников страшно беречься. Вообще никак не гнаться за количеством, т. е. если придется здесь жить.

И самоотверженные здесь нужны, а не ищущие своего. Смирные. Любящие...