Два сорокоуста

Ныне отслужил первую Литургию... Множество мыслей протекло. Озаглавлю их.

(1) Исповедовался: все открыл духовнику. (2) Заявил ему, что буду ждать сначала приезда Г. Г. Карпова. (3) Сознался, что виноват в неосторожности оглашения, (4) но не в перенесении дела на рассмотрение высшей власти Патриарха и председателя Совета. (5) Этого и сейчас не чувствую: в душе мирно. Иначе дело так отяжелело, что нельзя почти ничего делать, кроме богослужения. (6) Скорби неизбежны, (7) но в них - чудно - есть вся отрада: вот это настоящий путь для христианина. (8) И снова молитва ожила в душе, как и всегда в скорбях. (9) Скорбь тихая, с упованием (10) предания в волю Божию, все равно прошлого не возвратишь. (11) Главная беда - грех. (12) За виновность можно и пострадать.

ВТОРАЯ ЛИТУРГИЯ

25 октября/7 ноября

На душе уже вчера стало спокойнее, слава Богу. Почему? Во-первых, помимо моей воли, а по милости Благодати. А во-вторых, я все более убеждаюсь, что основное дело (моя поездка в Москву) есть благое дело по существу: она была и остается попечением архиерея о своей пастве, — что составляет непременный долг мой. А иных путей я уже не видел: получилась петля, из которой не видно было исхода и дальше... Это — очевидно, и поэтому в основном я должен быть мирным.

Что касается частного фактора (беседы на час в день моего ангела), то она — дело, по сравнению с основным, маленькое, хотя бы и могла показаться иным и важным. Но почему важным? Потому что “они” не за истину огорчились, а боялись “обидеть” человека: мотив не святой! Да по сравнению с тем, что делается мною в защиту власти, это дело ничтожное (беседа 13/26 октября). Да и самый испуг “их” (особенно с Н. Н.) говорит о том, что они действуют из-за страха, а не из любви к власти. Я же, по милости Божией, давно, установился на принципе доверия к власти нашей. И теперь своими действиями (даже и беседою) помогаю чтить ее авторитет и вызываю любовь у людей. Итак, в душе мирно стало. А все прочее предаю в руки Божий. Это лучше всего.

Сверх того: все, что совершилось уже (в связи с поездкой в Москву), имеет больше пользы, чем опасностей: это начало развязки узла, который был здесь... Церковь наша здесь станет свободнее!

Только нужно сообразить не спеша, что надо делать постепенно...

Слухи уже пошли по городу: Н. Н. ходит и разносит вести о вреде моей поездки в Москву.

Но пусть: пока ему дано это. Но будет конец этому — Господи, благослови.

Ныне (7.XI) я говорил проповедь о власти.

ТРЕТЬЯ ЛИТУРГИЯ