Два сорокоуста
Лукавым же здесь Христос называет диавола.
ДЕСЯТАЯ ЛИТУРГИЯ
Понедельник
Ныне особых мыслей не было: довольно спокойно на душе. Молился “О избавитися нам от всякия скорби”. Поминал имена всех главных лиц, касающихся этого дела.
Прежде всего дело было представлено (не столько мною, сколько другими) “опасным”. Но чем далее идет время, тем яснее становится мне и друзьям моим, что собственно преступления нет, а если была неосторожность в словах, то не ложь и не обвинение. И даже имен не названо. И порадовать хотелось духовенство. И более расположить к власти. Разве же все это худо перед Господом? Да и перед властью? А впрочем - на волю Божию.
Выпишу что-либо из Златоуста в поучение себе - враг диавол строит козни: у св. Златоуста есть молитвы против него.
“Божественное, святое, великое, страшное и вседейственное Имя призываем для изгнания твоего, отступник; и запрещения тебе, диавол, вредить (имярек)... Сам Господь запрещает тебе, диавол, страшным Своим именем: устрашись, уйди, сгибни, исчезни, павший с Неба, и с тобою все злые духи... Ему (Господу) принадлежит вся слава, честь и поклонение и величие вместе с Б[езначальным] Е[го] О[тцем], с Пр[есвятым] Бл[агим] и Ж[ивотворящим] Е[го] Дух[ом] ныне и во веки веков. Аминь”.
Получил сведения, будто духовенство хочет собирать подписи Патриарху в защиту меня. Я передал через говорившего: этого не нужно делать вообще, а тем более в данное время! Буду ждать приезда председателя Совета по делам Православной Церкви.
Ныне вечером было одно лицо; говорили об общем духовном положении дел. Пришли к мысли, что нужно молиться и потом положиться на Господа Вседержителя во всем. Но не поддаваться искушению малодушия, недоброжелательства. Хотя идти по христианскому пути всегда трудно (крест), но таков неизбежный путь. Высоты христианства особенно трудны; но нужно брать хотя бы посильное: т. е. молиться, поминать, и хоть сколько-нибудь любить... В крайнем случае лишь молиться.
ОДИННАДЦАТАЯ ЛИТУРГИЯ
Вторник
Странно: все время идут мысли о скорбях и страданиях. Почему это?
Скорбями прославляется Бог наш. Скорби терпим за грехи наши: достойны этого. Или смиряемся... Очищаемся... заслужил.
Вопрос о скорбях не частный в христианстве, а один из основных. Крест - путь христианской жизни вообще. И мое прибытие сюда не случайно, а точно стрелка моей жизни повернулась в другую сторону: от мира и радости - к крестным скорбям! И материал для этого дается и внешними и внутренний условиями. А если так (это так!), то нужно их принимать, как явление не только нормальное (обычное), но и нормативное (должное).