Два сорокоуста

Бог промысленно воздвигнул именно Митрополита Сергия! Его знают все. Знают как умнейшего, чистого, искреннего человека и святителя! Его и Митрополит Антоний любит доселе [9]. Он имеет огромный церковный опыт, проводя все время в Синоде. Он традиционный человек в Церкви, имея глубокие корни от духовенства. Он пережил падение в “живую церковь” [10] и теперь знает, что она за зло. Это и мне стало видно: живоцерковники побеждены духовно, в душе испорчены, “развращены”, как говорит Апостол Павел... А Митрополит Сергий освободился от этого временного искушения, и, обратившись, теперь стал крепче: неискушенный нескусен. И на нем сбывается слово Господа об Апостоле Петре: “Симон, Симон! се сатана просил, чтобы сеять вас, как пшеницу. Но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя. И ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих” (Лк. 22, 32). - Истинно!

Но ведь аналогичная обязанность лежит и на мне; только по обратной, по другой стороне — братьям беженцам, с которыми я тоже ушел, а прежде — и действовал. Не так ли? Да!

Отсюда должны быть многие выводы. В частности: не отказываться от предложений Митрополита Сергия, каковы бы они ни были.

Здесь вести Христово, Евангельское дело. Вокруг себя набирать единодушных и единомыслящих людей — “тихих” внутренно, не злых.

Живоцерковников страшно беречься. Вообще никак не гнаться за количеством, т. е. если придется здесь жить.

И самоотверженные здесь нужны, а не ищущие своего. Смирные. Любящие...

“Живая церковь” совсем погибнет скоро теперь (в России).

Ворочусь теперь к Святому Евангелию (Мф. 23, 1-12).

Первое читалось — о книжниках, засевших на престолах... Книжник — это умствующий не от Бога, даже не от своего доброго духовного опыта, а от надуманных, или вычитанных, или от кого-либо услышанных и ранее усвоенных идей... Начетчик. А ум — ненадежный судья. Он или слепо идет за чужими идеями, или повинуется, как флюгер, своему неопытному сердцу.

Таких начетчиков множество за границей. И они нереалистичны.

Далее: налагают тяжелые бремена на людей... Верно... Верно.

“Да видимы будут пред человеки”, т. е. весьма считаются с общественным мнением. А пастыри должны идти впереди. И государственные деятели тоже, как св. Александр Невский.

“Не называйтесь учителями”... Да, нужно больше братства, больше доверия к меньшим, в частности — к голосу мiрян в Церкви, не отобранных, а вот и простецов (а не наспециализировавшихся: эти запутают)...

“Больший в вас да будет вам слуга”... Это ясно, все...

И наконец: “кто вознесется, будет смирен, а кто смирится (искренно), вознесется”.

Сколько поучительного к моменту.

Другое Евангелие было из 21-й главы Иоанна о поручении Апостолу Петру пасти овец после падения и обращения (ст. 15-25).

“Паси овцы Моя”, — это уже установившиеся, твердые чада... “Паси агнцы Моя”, — это еще слабенькие, неокрепшие души. Сначала нужно спасать малоопытных и малосильных, но и менее требовательных, а по времени опыта — нужно спасать и зачерствевших... Первые нежнее.

А после предсказывает о страданиях, но в старости...

Как-то, еще в 1925 г., в Билече я говорил: кончилась юность моя. Воля Божия...