Два сорокоуста

И припоминается мне, как после хиротонии моей во епископа [11], архиепископ Димитрий (ныне он же Антоний) [12], вручая жезл, говорил мне первое поучение, заповедуя не смущаться никакими лицами, всегда говорить правду прямо [13], ибо всякий епископ — преемник апостолов, преемник вселенских святителей. Истинно.

Но еще важнее то, что спор шел о законе... Еще в прошлом году, когда я собирался поехать в Россию, у меня именно так формулировались мысли: люди борются из-за права, и притом путями правовыми же, т. е. “законными”, канонами, авторитетом, доказыванием (логическим) своих привилегий, наконец, запрещениями, анафемами, войной и террором.

Все это есть закон ветхозаветный, когда отстаивается “свое”; любви тут нет. А христианство началось с самоуничижения Христа в воплощении, закончилось Голгофою и учит всех идти путем того же самоотречения, самопожертвования любви. “Не себе угождая, а ближнему”, как говорит Апостол Павел; ибо и Христос наши поношения взял на себя (Рим. 15). Это путь благодати. Законом никто не спасся по-настоящему (в душе), а благодатью - весь мiр.

И теперь Церкви христианской, которой и всегда, “впрочем”, должно идти на путь самоотвержения, любви, обид, поношений; и тогда лишь (да и то не все) люди будут подходить к ней. А если она будет отстаивать свои права, то лишь вызовет противодействие.

Одним словом, закон закона: око за око!

А закон благодати: “побеждай благим злое” (Рим. 12).

Эти мысли нужно бы более прочувствовать и развить.

Но помню хорошо: здесь видел (и сейчас чувствую) путь победы.

Святое Евангелие читалось об исцелении кровоточивой... Долго страдала, а Господь мгновенно исцелил. И не за подвиг, а за веру и смирение...

После обедни я читал второй раз послание Митрополита Сергия... И дивное дело: оно так понравилось мне внутренней правдой, так отрадно было душе моей. И куда делось некоторое смущение, которое я испытал отчасти при первом чтении! Дивно! Признаюсь, я намеренно даже откладывал это чтение и именно после Литургии стал сразу читать - во благодати... И принял, принял! И даже один слушатель, бывший прежде (а он еще не читал его, а лишь слышал) против послания, совершенно перевернулся не только умом, а и сердцем.

- Да, умное послание! - сказал он.

Особенно ему понравились слова: “меняется лишь отношение к власти, а вера Православная остается незыблемой”.

И в этом послании я увидел еще, что Митрополит Сергий требует от нас изменения отношений... А следовательно, это обязывает меня к послушанию: тут нет выбора. А если кто сейчас и выбрал бы иное, то, говорит Митрополит Сергий, должны “переломить” себя после, “и очень скоро возвратятся работать с нами”.

Да! Что бы ни было, я должен идти по пути послушания. Кто бы ни говорил мне, что это очевидно... И всякие искушения я должен отвергнуть с Божией помощью и смиренной твердостью. Св. Иоасаф, твердый святитель, да поможет мне в этом! А он был твердый! И на иконе таким изображен.

Однако подожду, что ответит архимандрит Мисаил и архимандрит Кирик [14]. Да просветит и их Господь! Да будет мне во спасение!