Два сорокоуста

Один человек спросил меня: как ему быть? Я ответил твердо положительно: послушаться Митрополита Сергия, чего он и сам хотел. Пишу большое письмо ему в пояснение, а вместе с тем выясняются и мысли мои лучше.

Уже доходят вести, что раздражение на меня среди беженцев растет... Это так и должно быть. Я этого ожидал. И в Евангелии сказано: возненавидят самые близкие родные.

Я это уже видел в Белой Церкви. Выбыл град. Дальше должно увеличиваться и количественно и качественно. Но это лишь новое свидетельство, что они больны, и мне с ними не по пути. Ни злобою, ни местью не спасти никого и ничего.

Террор, вроде жалкого юноши Коверды [15] (или бывшего архимандрита Смарагда [16]), - лишь дьявольское ослепление, ведущее ко злу большему [17].

А между тем, вокруг Коверды создан политическо-сектантский культ... Это яркий признак однородности психики эмиграции с ним. Следовательно, и другие тоже могут (ибо хотят) делать... И мне думается, что в близком будущем нужно ждать увеличения террористических шагов со стороны эмиграции: когда близкого своим чаяниям не видят, смиренной любви не имеют, раздражение растет... И, вероятно, будет прорываться. Об этом неприкровенно взывает и один из газетных “учителей”. О, учителя, учителя! Себя еще не только не выучили, а даже и не понимаете урока Божия и истории!.. Но все естественно идет.

Ныне придут ко мне два простых сельских казака - старики. Я их попросил прийти, чтобы побеседовать с ними. Мне гораздо важнее знать голос народа... Они и ближе понимают теперешнюю русскую душу; и кроме того, и совесть, и ум их не затуманен.

Помоги нам, Господи, побеседовать об этом!

И здесь живет один старик - Т. Хороший тоже... Вот вчетвером и побеседуем с Божией помощью.

7/20 сентября

ШЕСТАЯ ЛИТУРГИЯ

Ныне утром опять смущающие помыслы приходили. Это заставляло меня усердно молиться, и тогда успокаивалась душа.

На Апостоле читалось опять о законе, а не о спасении верою в Иисуса Христа Распятого. Такое воззрение Апостол Павел называет не духовным, а “плотским”, т. е. не благодатным, а человеческим, не духовным, а материалистическим. Это надежда на внешние средства... Так и теперь... Кто надеется на интервенцию, кто на террористические акты.

Подумать: меня просили даже разрешить в церкви сделать сбор на Коверду!

Какое духовное извращение и непонимание! Да, еще далеко нам до христианских воззрений (а до дел еще дальше) [18].

Другой Апостол говорил, что у нас, христиан, должна вестись война не с внешними врагами, а духовными - бесами... Вот где суть. Бранись с злобными духами. Каковы же средства? Приготавляться духовно, а не бомбами, “оружиями Божиими”, а не земными нужно бояться. И между этими оружиями стоит: “готовность благовествовать мир”. Но сильнее всего (“паче всего”, “над всеми”) нужно иметь веру...

Значит, она нужнее и подвигов (“правды”)... Истинно так!

И еще “меч нужно взять” - Слово Божие...