Два сорокоуста

И. А ради чуда, если есть в других державах Бог, (должны все) без различия вероисповедания... молиться все одновременно о мире всего мiра, не откладывая этого дела в долгий ящик.

К. (Но вследствие современного неверия) “связь с живым мiром приходится оставить, а идти в путь в связи с почившими”. Это важно: надежда на мiр одушевленный (т. е. на живых людей) потеряна. Приходится поневоле надеяться на мiр вечности (на усопших. Истинно. Они там уже примирились: и их нужно просить помочь нам, ссорящимся).

Л. “Вразуми Бог мiр не вырывать вместе с плевелами и пшеницы. Пусть растет и то и другое до последнего дня”.

М. Дом Романовых (должен) прийти на помощь русским рабочим и крестьянам... Между... (высшими и низшими) раздута сильная вражда... (Должно совершенно уничтожить различие сословий, до княжеских родов включительно).

Н. Также нельзя оставить русский народ отсталым от всех национальностей... Русских крестьян (давно) шедши вековая нужда... Надо положить конец гордости... И ученому люду нужно (стремиться) упрощать жизнь.

О. Ввиду невероятного развала нравственности лучше даже “признать введение законного многоженства”.

Вот до чего доходят в России от ужаса падения!

П. “О властолюбии не приходится уже спорить. Теперь принадлежащий власти только Божьей воли”.

Р. “Правда выше жертвы”.

С. “Помоги Бог и нам (Князьям Дома Романовых) послужить миру на благо мiра”.

Т. “Владыко! Насколько можно и позволят вам ваши силы, похлопочите... о мире всего мipa”.

Вот почти все существенное.

Разговаривал еще с одним русским стариком-крестьянином. Он доселе не может простить того, что у него отняли заработанную его потом землю... При таком настроении, конечно, трудно возвращаться. Но он постепенно дойдет...

Проводили мы своих гостей казаков версты за 2-3. И расстались хорошо. Так “народ” одобрил мое решение.

Вечером после вечерни на повечерии впервые пропели службу святителю Иоасафу, мною составленную с Божией помощью. Празднично чувствовал я ее. И другие тоже. Все радовались - Слава Богу, а также ревнителю Иоасафу. Принял он мой труд и сим благословил на дальнейшее.

Вечером много говорил. Это очень плохо... Вижу... Господи! Положи хранение устам моим.., а молился с пением.

9/22 сентября

ВОСЬМАЯ ЛИТУРГИЯ

На Св. Апостоле читалось о законе, что желанный сын родился по вере, а не по естеству... Это все одни мысли о спасении через благодать.

Но особенно поразительно действовали Евангелия. Первое о народе: слушали проповедь Господа - Он пожалел их тело... Насытил чудесно 5-ю хлебами 5000 человек.

А другое (36 зачало от Луки) говорило о следующем: кто имеет, тому прибавится... Должно дерзать в уповании на Бога. А особенно дальше: пришли Мать и родственники видеть Господа и не могли дойти до него ради множества народа. Ему доложили. А Он ответил: Моя Мать и братья Мои - “суть слышащие слово Божие и творящие е”.

Приложение очевидно.

На молебне (Иоакиму и Анне - их день) Евангелие было (открылось) об утишении бури: и ветер, и воды слушают Его!