Два сорокоуста

“Лихоимец есть идолослужитель”, он “не имеет достояния в Царствии Христа Бога”. Поэтому, никто да не обольщает вас пустыми словами, ибо за это приходит гнев Божий на сынов противления. Итак, не будьте сообщниками их. Не участвуйте в безплодных делах тьмы, но обличайте... Итак, смотрите, поступайте осторожно... как мудрые... дни лукавы... Не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия... Исполнитесь Духом (в молитвах); благодаря всегда за все Бога и Отца во имя Господа нашего Иисуса Христа. Повинуйтесь друг другу в страхе Божием: жены - мужьям, дети -родителям, отцы, не раздражайте детей... рабы, повинуйтесь господам по плоти (а по духу вы свободны, и свободнее их можете быть) со страхом и трепетом (!) в простоте сердца вашего, как Христу, не с видимой услужливостью, как человекоугодники (это живоцерковники), но как рабы Христовы, исполняя волю Божию от души, служа с усердием, как Господу, а не человекам, зная, что каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал раб ли или свободный...

И “господа” должны поступать так же, т. е. перед Господом “умерять строгость”, ибо и над ними будет суд Божий неминуемо (Еф. гл. 5 и 6).

Как теперь Слово Божие получает жизненный смысл! Точно после грозы с дождем все ожило, зазеленело... А в засуху все поблекло и пожелтело...

Еще одно место и довольно: “Многие, - пишет Апостол Павел любимцам своим, филиппийцам, - о которых я часто говорил вам, а теперь даже со слезами говорю, поступают как ВРАГИ КРЕСТА ХРИСТОВА... их бог - чрево... они мыслят о земном”. Это безбожники и т. н. “верующие” материалисты... А ими полна интеллигенция и здесь, за границей... И обновленчество от этого же корня.

Да, если христианству оттолкнуться от политической жизни, то оно тогда уже нагим, неприкровенным станет против всякого материалистического (буржуазного ли, или иного) мiровоззрения. И уж тогда, если и будет оно в гонении, то не за контрреволюцию, а за подлинную веру... Это, вероятно, и будет в конце времен: два мировоззрения станут открыто одно против другого. Это будет последняя борьба, а тогда уж антихрист придет.

Можно признать любую власть и быть “ниже” ее (“человекоугодничая”), и наоборот, стоя на другом, мiроотреченном христианском воззрении, всякий будет стоять “выше” ее; третьи же будут без вины злобиться, не имея сил ни стать выше, ни желая подчиниться неприемлемой власти (живоцерковники, православные, белые, индиферентные или непонимающие сути борьбы).

В “Церковном вестнике” Архирейского Синода М[ахарабли]дзе [27] писал, будто бы послание Митрополита Сергия находится в противоречии с посланием Соловецких заточников архиереев... Нет... Пишу существенные выдержки.

А. Отношение их к советской власти, по взгляду самой советской власти.

“Несмотря на основной закон советской конституции, обезпечивающий верующим свободу совести, религиозных объединений и проповеди, Православная Российская Церковь до сих пор испытывает весьма существенные стеснения в своей деятельности и религиозной жизни: ей не разрешено устроить центральные и епархиальные органы; епископы не допускаются в епархию, вынуждены бывают отказываться от проповеди, посещения общин, иногда даже от посвящения. Местоблюститель и около половины православных епископов томятся в тюрьмах и ссылках”.

Почему? За что?