Два сорокоуста

Но не о нем лишь упоминать мне должно, а больше о себе думать.

...Начали читать Апостол, и точно ответ пришел прямо на случившееся: “Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов. Ибо кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя. Каждый да испытывает свое дело, и тогда будет иметь похвалу только в себе, а не в другом, ибо каждый понесет свое бремя.

Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем. Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче -своим по вере” (Гал. 6, 2-10).

Как сильно и прямо ко мне! Кто я-то сам?! Сколько “своего-то” бремени?! Нет! Согрешил! Согрешил!.. И ныне вечером попрошу у него искренне прощения... И больше никого мне не должно (и нельзя) обличать!.. О себе нужно думать.

А поклонюсь ему в ноги, и ему, бедному, легче станет спасаться, что бы не решил Е. М. [32] о нем.

Пронизали меня мысли о Пути спасения других людей: нет, ни борьбою, ни обличением, ни холодным уходом (это тоже вид вражды) не спасти никого... А только смирением себя и самоотверженной любовью и другою - христианскою любовью! Любовь - лишь творческое начало!..

А как это трудно!.. Но и сладко!.. И перенес я этот частный случай на вопрос об отношении к моему вопросу: НУЖНА ЛЮБОВЬ СПАСАЮЩАЯ. Нужна и к той и к другой стороне, иначе странно было бы: одним помогать, а другим вредить... Но как же это соединить?

В сердце это можно (христианину хорошему) соединить... А если будет в сердце, тогда и способы проявить можно. Но это такому несовершенству, как я, весьма нелегко!

Однако должно... В этом и состоит пастырский христоподобный крестный путь... Христос, Сын Божий, не раз повторял: пришел я не судить, а спасать.

Небо оставил! И необходимо было оставить... Постараюсь (с Божией благодатию) объяснить, почему именно Бог должен был сойти, а не ангел какой, или человек с неба...

1. Человек (все) враждовал с Богом.

2. Нужно было примириться с Ним.

3. Но человек не мог, да и по гордыне (суть падения) не желал (лучше: “уйди от меня”, а я от Тебя.) (Лк. 5, 8).

4. Тогда осталось Богу идти навстречу ему, окаянному (“еще грешником сущим”) (Рим. 5, 8).

5. Но если бы Он послал архангела, то это не “удовлетворило” бы злобы человеческой, ибо “Самый главный” (т. е. Господь Бог) оставался бы в стороне и выше обижавшего человека - непреступным. Не послушался бы человек архангела, а лишь озлобился бы: “Сам-то не пришел, а вас послал”.

6. И тогда Господь смиряется, сходит с неприступной славы Своей и воплощается, и на Себя вину принимает с нас, допускает оскорблять Себя, унижать даже до распятия. Лишь бы, лишь бы только мы-то очнулись и спаслись.

7. И злоба, гордость наша насытилась убийством “Бога”, “Самого”, “Судии”. И тогда мы смогли примириться и помогать ответно. И спаслись (Ин. 12, 26-32).

Перенося это на мой вопрос, я обязан (ибо к этому все обязаны, ибо сие не преимущество, а долг каждого христианина) как-то “пострадать”, быть униженным, чтобы помочь людям. Ну, по отношению к этой стороне сие получается: я прихожу кающимся, это их уже удовлетворит... А здешняя сторона? Еще более обижается! Тогда пришла мысль: они как-то должны меня тоже обидеть, чтобы “простить” и сделаться способными понять, а дальше и воспринять. Следовательно, нужно здесь ожидать скорбей от “своих” же...

Да будет Воля Господня!