Два сорокоуста

Второе - наставление апостолам, посылаемым на проповедь: будьте мудры, как змеи, а просты, как голуби... Будьте, как овцы посреди волков. Предадут вас, поведут по судам, будут бить. Перед властью приведут - “ради Меня” в свидетельство им, но не только им, а и “народам”. Ибо и народ узнает об этом... Не готовьте речей: дастся в тот час, что говорить, ибо Дух Отца (“Отца” - Бог тогда Отцом будет) будет говорить в вас... Будет странное предательство самыми родными лицами. Будете всеми ненавидимы за Мое имя... Претерпевший до конца спасется...

...Нет, я ошибся: из другого Апостола и Евангелия было?.. Нет, это! Это!

...Здесь не требуется разъяснений.

К моменту Св. Причащения было уже мирно, слава Богу. Затем, после Литургии мы (с о. Феофилом [33]) отслужили молебен “об умножении любви”. Ему в нынешний день - 2 года изгнания с Валаама. А у меня весь вопрос теперь свелся к любви, именно к любви ко врагам и ненавидящим нас...

И так сладко молилось: слезы лились благодатные...

Да, в этом именно признал Христос, что мы Его ученики, в любви. И христианину должно любить именно врагов, гонящих (в послании Соловецких епископов этого не чувствуется, а лишь защита “своих” прав, самоотвержения же еще нет: “свободная церковь” - это смерть христианству... И поэтому мне от послания Соловецких епископов было всегда холодно... Что же говорить о советской власти?).

Мы просили, чтобы Господь “благодатью своею” “принудил” нас к этому христоподобному состоянию...

И дивно: о. Феофил (обычно жесткий и упрямый) стал падать на колена и с чувством молиться... Да, лишь благодатная любовь спасает людей.

Необходимо отдать “все” кесарево кесарю, чтобы он успокоился искренно. И только тогда, можно нелицемерно, с открытым лицом проповедывать Евангелие и ему самому, и другим... Поэтому лояльность необходима безусловно. Именно для христианских целей, а отнюдь не для политических: здесь не христианство приводится в жертву, а, наоборот, мы жертвуем политикой, лишь бы иметь свободу Евангельской проповеди.

И жертвуем искренно, нелицемерно, сознательно, любовно.

Эта мысль чрезвычайно существенная... В ней почти корень всего.

Но продавать христианство абсолютно невозможно: ибо это означало бы отдавать кесарю не только кесарево, но уже и Божие (как пишет справедливо один из единомышленников).

Тогда мы уже, конечно, будем неверны и земному господину, если смогли изменить Господину Небесному. Это каждый должен знать.

В частности, нужно ли поминать Царя убиенного или других противосоветских вождей и воинов.

По любви, несомненно, нужно.

По рассудительству (причем разно в разной обстановке), может быть, и не нужно. Но с точки зрения церковной, конечно, нужно. Но одновременно и многолетие власти нужно петь (с силами, которые содержатся).

Ведь в Турции же поют. Но желать (и говорить им) о духовной их перемене.

При разработке плана надо один из видных пунктов уделить вопросу о плодах того или иного факта или предприятия (послания или иного чего)... Ибо по плодам повелел Господь познавать истину...