Два сорокоуста

Мы просили, чтобы Господь “благодатью своею” “принудил” нас к этому христоподобному состоянию...

И дивно: о. Феофил (обычно жесткий и упрямый) стал падать на колена и с чувством молиться... Да, лишь благодатная любовь спасает людей.

Необходимо отдать “все” кесарево кесарю, чтобы он успокоился искренно. И только тогда, можно нелицемерно, с открытым лицом проповедывать Евангелие и ему самому, и другим... Поэтому лояльность необходима безусловно. Именно для христианских целей, а отнюдь не для политических: здесь не христианство приводится в жертву, а, наоборот, мы жертвуем политикой, лишь бы иметь свободу Евангельской проповеди.

И жертвуем искренно, нелицемерно, сознательно, любовно.

Эта мысль чрезвычайно существенная... В ней почти корень всего.

Но продавать христианство абсолютно невозможно: ибо это означало бы отдавать кесарю не только кесарево, но уже и Божие (как пишет справедливо один из единомышленников).

Тогда мы уже, конечно, будем неверны и земному господину, если смогли изменить Господину Небесному. Это каждый должен знать.

В частности, нужно ли поминать Царя убиенного или других противосоветских вождей и воинов.

По любви, несомненно, нужно.

По рассудительству (причем разно в разной обстановке), может быть, и не нужно. Но с точки зрения церковной, конечно, нужно. Но одновременно и многолетие власти нужно петь (с силами, которые содержатся).

Ведь в Турции же поют. Но желать (и говорить им) о духовной их перемене.

При разработке плана надо один из видных пунктов уделить вопросу о плодах того или иного факта или предприятия (послания или иного чего)... Ибо по плодам повелел Господь познавать истину...

Тут нужна проникновенность.

И нужно поставить ясно цель: к чему стремиться? Спасение душ... Воспитание любви. Для чего? Для спасения русского народа, а может быть, и других... Для нашего же возвращения. Ведь дела-то одни и те же, а только пути разные: у иных - Коверды (несчастный и самомнительный юноша), террор, войны, а у других - благодать, смирение, жертва.

Вот теперь только можно осуществить “Крестовый поход” [34], о коем мечтал неразумный ревнитель о. В[остоко]в [35]... Но только совершенно не в том виде и не с тем настроением, как он мечтал: он призывал [нрзб.] вражду и ненависть к большевикам. Это не только не христианство, а противно христианству... Это вроде орденоносцев, нашивавших кресты на одежду и нападавших на православную страну.

Нет, уж если с крестом, так в сердце. Это есть любовь к врагу. Вот где крестовый поход.

Поэтому хорошо, что тогда отвергли его предложение, хотя мы в Синоде и не понимали...