«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

19 По рукописи вместо: ου̉ ε̉πιδέχεται, читается: ου̉κ ε̉πιδέεται.

20 По рукописи вместо: εὶ, читается: ή̉.

21 По рукописи вместо: προτιμοτέρα η̉ έ̉ννοια читается: γνωριμοτέρα η̉ διανοία.

Если это понято нами, то благовременно будет обратить внимание на то, что говорится с противной стороны. Ибо прежде всего, думаю, надлежит молиться и главным предметом молитвы поставлять то, чтобы жизнью моею имя Божие не хулилось, но прославлялось и святилась вера в таинство22. Посему во мне, говорит молящийся, да святится призываемое мной имя Твоего владычества, чтобы видели человеки ваши добрые дела, и прославляли Отца вашего Небесного (Мф. 5, 16). А кто столько звероподобен и не разумен, что в верующих в Бога видя жизнь чистую, преуспевающую в добродетели, свободную от всех скверн греха, чуждую всякого подозрения в худом, сияющую целомудрием, достойную уважения за благоразумие, мужественно отражающую приражения страстей, нимало не расслабляемую телесным сладострастием, всего более удаляющуюся от забав, неги и кичливой суетности, столько пользующуюся житейским, сколько сие необходимо, концами только ножных перстов касающуюся земли, во время пребывания на земле не утопающую в наслаждениях удовольствиями сей земной жизни, но стоящую выше всякого чувственного обольщения и в жизни плотской соревнующую жизни бесплотных, признающую единственным богатством приобретение добродетели, единственным благородством – усвоение себя Богу, единственным достоинством и единственным владычеством – обладание самим собой, и не раболепство человеческим страстям, обременяющуюся продолжительностью жизни в вещественном веке, и подобно бедствующим на море, поспешающую в пристань сретить там успокоение,– кто, видя все сему подобное, не прославит имени, призываемого такой жизнью.

Посему, кто говорит в молитве: да святится имя Твое во мне, тот, по силе произносимых им слов, молится о следующем: «При содействии Твоей помощи да соделаюсь неукоризненным, справедливым, богочестивым, буду воздерживаться от всякого лукавого дела, говорить истину, делать правду; ходить по правоте, отличаться целомудрием, украшаться нерастлением, мудростью и благоразумием, мудрствовать гОрнее, презирать земное, просиявать ангельским житием». Сие и подобное сему содержит в себе это краткое прошение, в молитве взывающее Богу: да святится имя Твое. Ибо не иначе возможно Богу прославляться в человеке, как разве когда добродетель его свидетельствует, что причина благ в Божием могуществе.

В последующих словах заключается молитва о том, чтобы пришло Царствие Божие. Ужели теперь только желательно, чтобы соделался царем Царь вселенной, всегда Тот же, каким Он есть, для всякого изменения непреложный, Кому невозможно и найти что-либо лучшее, во что мог бы измениться? Посему что же значит молитва, призывающая Царство Божие? Но истинное о сем понятие вЕдомо тем, кому Дух истины открывает сокровенные тайны; а мы имеем такое разумение сего изречения: выше всего одна истинная власть и сила, которая державствует и царствует во вселенной не насилием каким, но самоуправным властительством, не страхом, не принуждениями приводящая в подчинение, что покорено ей; потому что добродетели надлежит быть свободной от всякого страха не по жестокому над собой владычеству, но по добровольному рассуждению избирать доброе, а главное – во всяком добре – состоять под животворной властью.

Посему, так как природа человеческая в суждении о добре обманом введена в заблуждение, то в произволении нашем произошла наклонность к противному, жизнь человеческая преобладается всем худым, потому что смерть тысячами путей вмешалась23 в природу; всякий вид греха делается как бы каким путем к нам смерти. Посему, так как состоим под таким самоуправством, как бы какими исполнителями казней или врагами, приражениями страстей порабощены смерти, то хорошо молимся, чтобы пришло к нам Царствие Божие. Ибо невозможно иначе свергнуть с себя лукавое владычество тления, пока не восприимет над нами снова владычества животворящая сила.

22 Слова сии дополнены по рукописи.

23 По рукописи вместо: κατακριθέντος читается: καταμιχθέντος. 13

Посему, если просим, чтобы пришло к нам Царствие Божие, то в действительности умоляем Бога о следующем: «Да избавлюсь я от тления, да освобожусь от смерти, да буду разрешен от уз греха, да не царствует более надо мной смерть, да не будет более действительным над нами самоуправство порока, да не преобладает мною враг, да не водит меня пленником, порабощая грехом; но да приидет на меня Царствие Твое, чтобы отступили от меня, или, лучше сказать, обратились в ничто преобладающие и царствующие ныне страсти. Как рассеивается дым, Ты рассей их; как тает воск от огня, так нечестивые да погибнут от лица Божия (Пс. 67, 3)». И дым, разлившись в воздухе, не оставляет по себе никакого признака собственного своего естества; и воска, побывавшего в огне, уже не найдешь. Но и воск, напитав собой пламень, претворился в пар и в воздух; и дым пришел в совершенное уничтожение. Так, когда придет на нас Царствие Божие, тогда все, преобладающее нами теперь, обратится в ничто: потому что тьма не терпит присутствия света; не остается болезни по возвращении здоровья; не действуют и страсти при появлении бесстрастия; бездейственна смерть, исчезает тление, когда воцаряется в нас жизнь и начинает обладать нетление.

Да приидет Царствие Твое. Какое сладостное изречение! Им ясно приносим Богу следующее моление: «Да рассыплется сопротивная сила, да уничтожится дружина иноплеменников, да прекратится борьба плоти с духом, да не служит тело прибежищем неприятелю души, да явятся на мне царственное владычество, ангельская рука, тысячи исправляющих, тьма помогающих с правой руки, чтобы с противной стороны пала тьма враждующих. Сопротивник силен; но страшен и непреоборим для лишенных Твоей помощи, пока побораемый им один. А как скоро откроется Твое Царствие, печаль и воздыхание удалятся (Ис. 35, 10), на место же их входят жизнь, и мир, и радование». Или, как яснее истолкована нам та же мысль Лукой, кто просит, чтобы пришло Царствие, тот взывает о содействии Святаго Духа. Так, в Евангелии от Луки, вместо слов: да приидет Царствие Твое, сказано: да приидет Святой Дух Твой на нас, и очистит нас.

Что скажут на это дерзко отверзающие уста свои на Духа Святого? По какому разумению царственное достоинство превращают они в рабское уничижение? Лука называет Духом Святым что Матфей наименовал Царством; почему естество Духа24 низводит в подчиненную тварь, естество Царственное причисляя к естеству, подвластному царской власти? Тварь рабствует, а рабство – не царская власть. Дух же Святой есть Царствие. А если царствие25, то, без сомнения, царствует, а не под царской властью: но что не под царской властью, то не тварь, потому что твари только свойственно быть в рабстве. Посему, если Дух есть Царствие, то почему причисляют Его к естеству рабственному26 не научившиеся еще молиться, не знающие, Кто очищает оскверненное, Кому принадлежит держава царства?27

Сказано: да приидет Святой Дух Твой, и очистит нас. Посему особая и преимущественная сила и действенность Святого Духа – очищать от греха. Ибо чистое и неоскверненное, конечно, не имеет нужды в очищающем. Но сие же самое свидетельствует Апостол и об Единородном28, когда говорит: совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную... величия (Евр. 1, 3) Отцова. Посему одно дело у Того и Другого – у Духа, очищающего грех, и у Христа, соделавшегося очищением. А у кого одно действие, у тех, конечно, и сила одна и та же; потому что всякое действо есть следствие силы. Поэтому, если и действо одно и сила одна, то как можно представлять себе инаковость естества у тех, у кого не находим никакой разности ни в силе, ни в действе? Как по свойствам огня, когда два сии действа – светить и сожигать – равны и

24 По рукописи вместо: οι̉ θεομάχοι читается: τὴν φύσιν τοˆυ Πνεύματος.