«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Так святой Парфений сказал Ираклийско- му архиепископу Ипатиану, лежавшему на одре болезни: «Есть грехи, которые могут очиститься одною молитвою и покаянием; но твои грехи другого рода: ты, по сребролюбию твоему, в лице нищих отнимал у Бога иму11 щество.

Возврати Ему имущество Его также в лице нищих.

Если помнишь, у кого отнял, тому и возврати с лихвою; если же не помнишь, отдай наиболее нуждающимся».

Лихва и ростовщичество.

Лихвой, или взятием процентов, называется то, когда заимодавец с должника своего, сверх данного ему взаем, что-нибудь берет лишнее.

Лихва — грех, и притом тяжкий.

Господь сказал: взаймы давайте, не ожидая ничего (Лк. 6, 35).

В Библии мы читаем: если дать деньги взаймы бедному из народа моего; то не притесняй его и не налагай на него роста (Исх. 22, 25).

В другом месте сказано: не отдавай в рост брату твоему ни серебра, ни хлеба, ничего либо другого, что можно отдавать в рост (Втор. 23,19).

Господи!

Кто может пребывать в жилище Твоем ?

Кто может обитать на святой горе Твоей? — вопрошает пророк Давид и между другими ответами дает и этот: кто серебра своего не отдает в рост и не принимает даров против невинного (Пс. 14, 1—5).

Пророк Иезекииль тоже указывает лихву между великими грехами, говоря: в рост дает и берет лихву: то будет ли он жив?

Нет, он не будет жив.

Кто делает все такие мерзости, тот непременно умрет; кровь его будет на нем (Иез. 28, 19).

Василий Великий так говорит о лихве: «Как рыболов прицепляет за удочку червячка, чтобы рыбу обмануть и поймать: так точно лихвовзиматель привлекает деньгами своими ближнего, который по неосторожности своей вместе с червячком и удочку поглощает, и как рыба умерщвляется».

Сребролюбие и лихоимство всегда было наказуемо Богом.

Если же кто и избегает казни в этой жизни, «ибо не все беззаконники здесь наказуются по неведомым судьбам Божиим », тот не избегнет ее в будущем веке, по слову апостола Павла: «никакой блудник, или нечестивый, или любостяжатель, который есть идолопоклонник, не имеет наследия в царстве Христова и Бога и услышит суд себе: вспомни, что ты получил уже доброе в жизни твоей и должен здесь страдать; иди, проклятый, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его».

Труден подвиг искоренения сребролюбия из нашего сердца, по слову Спасителя: как трудно имеющим богатство войти в царствие Божие!удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в царствие Божие.

Под игом прочих страстей люди томятся, страдают и раскаиваются; под игом же сребролюбия — радуются, веселятся и торжествуют.

Богатство восхваляется, пред ним благоговеют, ему завидуют.