«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Чтобы избежать гнева и раздражения, святые отцы советуют еще до начала всякого дела продумать предстоящие дела и встречи, приятные и неприятные, рассчитать, какие могут возникнуть препятствия, искушения, и быть готовым к тому, чтобы подавить их в самом начале, не давая развиться.

Действуя так, ты никогда не будешь застигнут движением страстей, гнева, раздражительности, но всегда будешь готов дать ему отпор.

Это особенно надо делать, если ты готовишься выйти из дома и предстоит общение с людьми, по каким-либо причинам тебе неприятным.

Если и подымется волна раздражения или гнева, то она разобьется о тебя, как о камень, а не подбросит тебя, как легкую лодку.

Уготовихся и не сму- тихся, — сказал святой пророк Давид.

Но это еще не все.

Возбуждение гнева, страсти, может все же подняться, и неожиданно.

Тогда, когда почувствуешь раздражение, спеши обуздать его, напряжением воли обуздай сердце, старайся не допустить гнев в сердце.

Если же и проникнет гнев и раздражительность в сердце, старайся, чтобы они не вышли наружу, не дай проявиться им ни словом, ни взором, ни движением.

Потом заставь себя вознести свой ум и сердце к Богу и, представив беспредельное чувство любви Божией, старайся вытеснить раздражение или гнев, постарайся, чтобы гнев вытеснило чувство противоположное, чувство любви.

При встрече это, может быть, и не удастся сделать вполне, — но ты продолжай питать в себе это чувство любви, даже когда встреча с чем-то или кем-то неприятным окончится, не давай угаснуть силе любви.

ЧТО ТАКОЕ ЛЕНОСТЬ, ИЛИ ПРАЗДНОСТЬ В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю.

Быт 3, 19 Если кто не хочет трудиться, тот и не ест. 2 Сол. 3, 10 Ленивый грешит против Бога, поступает против заповеди Его, которую Он изрек прародителю нашему Адаму, а в лице его и всем нам: в поте лица твоего ты будешь есть хлеб свой, доколе возвратишься в землю, из которой ты взят.

Святой апостол Павел в Послании к Солунянам пишет, что человек, не желающий работать, недостоин пищи.

Грязному камню подобен ленивый, — пишет Сирах, — всякий освищет бесславие его.

Воловь- еву помету подобен ленивый, всякий, поднявший его, отряхнет руку.

Горькая участь ожидает сластолюбца, погруженного в праздность, нежущегося в покое и проводящего время во сне.

Премудрый Соломон так говорит о ленивом: Не люби спать, чтобы тебе не обеднеть; держи открытыми глаза твои и будешь досыта есть хлеб.

Немного поспишь ты, ленивый, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь.

И приидет, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя, как разбойник.

Если же будешь не ленив, то, как источник, приидет жатва твоя, скудость же далеко убежит от тебя.