Popular psychology for parents

Взрослые, особенно родители, должны правильно, уважительно относиться к трепетным чувствам ребенка. Здесь не может возникать иронии или снисходительного высокомерия. При этом нельзя подогревать детскую влюбленность, а, наоборот, нужно стараться переключить ребенка на что–либо другое, что может захватить его чувства и воображение с новой силой. От детской влюбленности надо отличать детские интеллектуальные разговоры о любви, о женитьбе и деторождении. В детских суждениях на эту тему отражается познавательный интерес к обыденной жизни людей и межличностным отношениям мужчин и женщин.

Особое место в психологии половой идентификации занимает формирование образа тела, который возникает в связи с общими познавательными интересами ребенка, когда он вдруг начинает активно интересоваться телесной организацией людей и своей собственной. Осознание своей половой принадлежности включается в структуру образа своего «я». Ребенок, слыша от взрослых: «Ты — мальчик» или «Ты — девочка», переосмысливает эти наименования и в связи со своими половыми особенностями. Маленький ребенок непосредствен в своем любопытстве к своему телу и половым органам. По мере взросления ребенок начинает испытывать неловкость, когда приходится обнажаться перед другими людьми. Стыдливость — результат воспитательного воздействия цивилизации. Эту развивающуюся потребность в защите своего тела от посторонних глаз взрослый должен уважать и по возможности щадить стыдливость ребенка.

Несколько слов следует сказать и о поведении родителей в отношении сексуального развития детей. Как таковое, оно тесно связано у ребенка с развитием телесного образа, или чувства тела. Повышенная чувствительность рецепторов кожи и слизистых, как и стремление к нежности, ласке, поцелуям, прижиманиям, общеизвестна. За всем этим не кроется никаких отклонений, скорее, наоборот, отсутствие подобных проявлений может указывать на недостаточно активно развивающееся чувство тела, что в свою очередь нередко обусловлено заторможенным эмоциональным развитием. Данная ситуация типична у чрезмерно серьезных, принципиально–строгих и морализирующих родителей, которые часто стыдят и соблюдают эмоциональную дистанцию в отношениях с детьми. Тогда появляется напряженность, скованность, опасения выразить непосредственно свои чувства, нежность и ласку без того, чтобы не быть отвергнутыми и осужденными. Такое поведение родителей приводит к тому, что у ребенка не развиваются естественные положительные ощущения со стороны кожи и слизистых, без чего невозможно полноценное развитие чувства тела и полнота сексуальных чувств в дальнейшем. Разумеется, бывают и другие крайности, но рассмотренный вариант встречается чаще. Некоторые родители панически боятся онанизма у детей и потому очень строги к ним. Но как раз тогда он чаще и случается, поскольку восполняет недостаток нежности и ласки. К тому же ребенок, лишенный непосредственного выражения эмоций, склонен компенсировать их в своеобразной игре с гениталиями (половыми органами) перед сном. Усиление в этом случае строгости, чрезмерного контроля и наказаний только способствует нарастанию возбудимости и вместе с ней потребности в разрядке, отреагировании, проявлением которой и будет онанизм. Как ни странно, на первый взгляд, но существует связь между онанизмом, особенно у девочек, и принуждением к еде, уговорами, угрозами, кормлением с ложечки «за маму, за папу» и т. д. Обычно пониженный аппетит встречается при невропатии — общей нервной ослабленности, часто сочетающейся с пониженным весом, нежной, чувствительной кожей и слизистыми, а также невысокой пока ферментативной активностью пищеварительных соков. У таких детей легко возникают спазмы, тошноты, рвоты, что требует особого терпения во время еды со стороны родителей. Если же практикуется принуждение, насильное и избыточное вталкивание пищи, которую не может усвоить организм, то легко возникает отвращение к акту еды, отсутствие удовольствия от самой пищи, «каша во рту», «комок» в горле, тошнота, нередко рвота и… опережающая возраст активизация возбудимости генитальной (половой) сферы, связанной нервными путями с полостью рта. Возрастающая возбудимость в области гениталий, одним из выражений которой является онанизм, уменьшается снятием принудительного кормления, расширением общей двигательной и эмоциональной активности.

Неправильное половое воспитание приводит и к тому, что дети дошкольного возраста даже не подозревают о различиях в физическом облике людей и не видят этих различий, когда смотрят на голеньких детишек. Так, один 6–летний мальчик, получив предложение нарисовать с натуры две обнаженные куклы — мальчика и девочку (физический облик которых соответствовал конституции мальчика и девочки), не смог увидеть отличительных признаков пола: кукла–мальчик и кукла–девочка ничем не отличаются в его рисунке. Этот мальчик рассуждает по поводу своих рисунков: «Мы недавно лепили девушку. Но одетую. Голенькие, — значит, маленькие, да? Они похожи — мальчик и девочка. Кудрявые и улыбаются лукаво. Надо сравнить мальчика с девочкой? Темные глаза у мальчиков бывают, а у девочек — светлые. Характеры разные: настоящий мужчина не плачет. Больше я отличий не нахожу». Нередко дети настолько «защищены» семейным бесполым воспитанием, что не видят различий у обнаженных людей.

Другая часть детей рано начинает фиксировать свое внимание и испытывать сильнейшее чувство стыда при виде обнаженного тела человека. Эти дети хихикают, демонстративно отворачиваются и закрывают глаза руками или, напротив, с любопытством взирают на обнаженного человека.

Проведенное специальное исследование показало, что в подавляющем большинстве случаев современные дети довольно рано (около 3—4 лет) усваивают характерные признаки тела мальчика и девочки. При этом многие дети усваивают и отношение взрослых к обнаженному телу, которое они демонстрируют ребенку как что–то постыдное, чего нельзя обсуждать и следует избегать в разговорах.

Сокрытие от малыша человеческого природного естества, а также стыдливое молчание в ответ на его естественную любознательность, связанную с половыми особенностями животных и человека, формирует в нем с малых лет нездоровые ориентации, нездоровый дух.

Однако нельзя бросаться и в противоположную крайность: фиксировать внимание ребенка на половых органах людей и животных и развивать чрезмерный интерес к половой сфере.

Отношение к обнаженному человеческому телу — результат влияния тех стереотипов поведения, которые существуют в семье ребенка и ближайшем его окружении. При грамотном и умном нравственном руководстве со стороны взрослых у ребенка будет формироваться здоровое отношение к половым различиям.

Французский писатель Габриэль Шевалье в своей веселой книге о веселой шалунье Пом пишет: «В мое время, еще не столь далекое, строение человеческого тела было покрыто тайной. По одну сторону были девочки, по другую — мальчики; их никогда не путали и тщательно прикрывали штанишками их наготу. Нам внушали, что тело человека состоит из двух частей. Одна — духовная — расположена выше талии, и в ней–το размещаются все благородные органы. Другая — дьявольская и плотская — находится ниже, и порядочному человеку не следует на нее глядеть. К этому добавляли, что у девочек площадь сатанинской части постепенно разрастается и к тому времени, как они становятся взрослыми, доходит до шеи. Лицо — вот единственное, на что можно смотреть, не нарушая приличий.

Пом росла в окружении мальчуганов, которые показывали свою наготу с той же безмятежной невинностью, что и младенцы Иисусы на картинах итальянских художников. Я думаю, что те невинные мальчишеские атрибуты, которые красуются у младенцев Иисусов на полотнах знаменитых живописцев и которые кроткая дева Мария являет человеческому взору со спокойной гордостью матери, никогда и никого не шокировали…

Будучи еще малышкой, Пом как–то заявила матери:

— Мама, мне хотелось бы стать мальчиком.

— Это еще почему?