Popular psychology for parents

Целый ряд сложностей во взаимоотношениях может быть следствием излишней идеализации партнерами друг друга в период знакомства и ухаживания. Конечно же, для большинства людей необычайно приятно быть предметом любви и восхищения, но такие взаимоотношения могут привести к тому, что то, что когда–то было прекрасно и желанно, становится правилом межличностного взаимодействия, а любое неодобрение или несогласие начинает восприниматься как проявление нелюбви или предательство. И хотя необоснованность подобных претензий чаще всего и муж и жена понимают, свойство человеческого мышления к абсолютизации неминуемо приводит к тому, что супруги начинают предъявлять взаимные претензии в холодности, черствости и т. д. Следствием этого вскоре может стать повышенная чувствительность партнеров к любым высказываниям друг друга, которая подогревается еще и тем, что каждый осознает, что реальные возможности человека контролировать чувства и отношение другого очень невелики. Парадокс же состоит в том, что чем больше люди предъявляют претензии в том, что их недостаточно любят, тем труднее спонтанно и естественно выражать к ним чувства.

Конечно же, в совместной жизни сложностей всегда хватает, и поэтому «при желании» найти почву для взаимных обвинений в невнимании достаточно легко. Но важно помнить, что другой человек ни в коем случае не должен служить единственным источником уверенности и уважения к самому себе, и даже в самом счастливом браке людям необходимо чувствовать себя достаточно независимыми друг от друга и действовать, если нужно не ориентируясь только на то, приводит это партнера в восхищение или нет. Стремление же к тому, чтобы любой ценой добиться любви и внимания от партнера, может привести к тому, что другой, наоборот, перестанет полностью учитывать интересы супруга. Зачем их учитывать, если у другого их нет и они полностью подменены ожиданием оценки и одобрения со стороны жены (мужа)?

А как себя вести, если семья переживает трудности и проблемы, которые неминуемо встречаются в жизни? В эти моменты особенно ценны взаимная поддержка и помощь. Но часто в таких ситуациях супруги, наоборот, начинают «упражняться» во взаимных претензиях и поисках виновного, так, словно это может исправить допущенные ошибки или предотвратить их последствия. Такие взаимоотношения очень быстро приводят к формированию недоверия, стремления унизить и уколоть партнера и только разобщают супругов в тот момент, когда они должны были бы стать наиболее близки друг другу.

В сущности, такие поиски виновного тоже являются следствием идеализированных представлений супругов друг о друге. Молодым людям кажется, что в их жизни не должно быть каких–либо неудач и просчетов, а если же такое случается, то виновный должен быть найден и жестоко наказан. И вот супруги оказываются в ситуации взаимной борьбы, поскольку ни один из них не хочет признать себя виновной стороной, о проявлениях взаимной любви и привязанности здесь уже, естественно, и речи быть не может, поскольку тот, кто первый осмелится проявить эти чувства, будет сразу же рассматриваться как проигравший. И поэтому каждый ведет себя так, что другой воспринимает его как холодного и неприступного, а себя самого как невинную жертву.

Что же может уберечь или помочь избежать такой ситуации? Прежде всего и мужу, и жене следует отдавать себе отчет, что ошибки и просчеты встречаются в жизни каждого человека. Более того, допускать ошибки совсем не стыдно, поскольку многие из них являются следствием самых добрых чувств и побуждений. Попытки же обвинить другого и поиски виновного никогда и никому еще в решении проблем не помогли.

Конечно же, далеко не все трудности, которые могут возникнуть у молодых супругов, перечислены и упомянуты здесь, это всего лишь некоторые примеры тех проблем, которые встречаются в начале совместной жизни. Помочь же избежать их, как и многих других, может прежде всего доброе и внимательное отношение друг к другу и желание не устранить раз и навсегда все возможные сложности, а решать доброжелательно и спокойно те «задачки», которые ставит перед людьми жизнь.

Консультация третья: что должны знать супруги о сексуальности. На этот вопрос отвечает врач–психотерапевт А. П. Егидес

В супружестве одно из важнейших мест принадлежит сексуальной жизни. Если она, как деликатно выражаются сексологи, гармонична, то становятся лучше и супружеские отношения в целом.

Конечно, часто сексуальность расстраивается из–за плохих межличностных отношений супругов, которые, в свою очередь, могут быть сопряжены с отсутствием любви. Но нередко явную отрицательную роль играет недостаточность знаний, умений и навыков в сфере сексуальности.

Знания и навыки — вещь, конечно, наживная. Но, увы, часто супруги бывают сбиты с толку ошибочными представлениями, бытующими в народе, или даже предрассудочными убеждениями, распространенными среди людей, считающих себя специалистами. Дело в том, что научно–популярные книги и статьи, затрагивающие сексологические темы, на сегодняшний, день написаны в подавляющем большинстве урологами и гинекологами, считающими себя вправе вторгаться в эти вопросы на том лишь основании, что они профессионально занимаются болезнями половых органов. Но лечение воспалительных процессов в урогенитальной области имеет так же много точек соприкосновения с протеканием полового акта, как подбор очков при близорукости с восприятием картин Рембрандта. За «половое просвещение» берутся и венерологи… на том лишь основании, что они знатоки болезней, которые лишь передаются через половые органы. Шутки ради констатируем, что во время полового акта можно заразиться и гриппом. Тогда и инфекционисты должны считать себя достаточно компетентными в этой тонкой сфере! В то же время как сексопатологи редко брались за перо, предпочитая, видимо, лечить, а не — да простят мне коллеги этот мягкий упрек — предупреждать болезненные явления в сексуальной сфере.

Результатом этого явилось существенное расхождение по ряду важнейших вопросов между научной и научно–популярной литературой на темы сексологии. В то же время супруги по уровню знаний и умений в этой области должны быть, говоря уже не в шутку, а абсолютно всерьез, не ниже профессионального сексолога, ведь они же, без всякого преувеличения и иносказания, профессиональные муж и жена. Другое дело сексопатология — тут явно не надо соревноваться. Это такая же узкая специфическая сфера, как, скажем, микрохирургия глаза.

Наверное, мы поступим правильно, уделив больше внимания именно расхождению между научной трактовкой и морализаторством, уходящим корнями в христианскую регламентацию. Но вначале несколько общих слов. Можно понять первых христиан, ополчившихся на бездуховный и бездушный, часто жестокий секс римской знати во времена Римской империи. Но, как это часто случается, вместе с грязной водой был выплеснут и ребенок. А врачи прошлых веков и нескольких десятилетий нашего века (именно они вслед за священниками стали основными законодателями сексуальных норм), некритично усвоив религиозные запреты, приписывали тем или иным сексуальным явлениям болезнетворное начало. В сущности, запрет был наложен на все, что не служило непосредственно зачатию. Французский писатель Анатоль Франс в «Воззрениях аббата Жерома Куаньяра» описывает святошу, который ввел для супругов, если так можно выразиться, спецодежду — балахончики с отверстием посредине. Врачи, говоря образно, сделали то же. Не все врачи. Часть из них — это в основном психотерапевты — за рубежом и у нас были более гуманными и соблюдали принцип «презумпции невиновности» в отношении тех сексуальных явлений, которые подвергались этакому медицинскому остракизму. Если вред не доказан, полагали они, то подозреваемый феномен неподсуден. Более того, предположения о вреде ряда известных явлений в сексуальной жизни были проверены и отвергнуты. Оказалось также, что многие ранее «плохие» сексуальные действия и вовсе настолько целесообразны, что сейчас их рекомендуют использовать. И психотерапевтические усилия врачей даже бывают направлены на то, чтобы пациент научился им.

Вот такие парадоксы с сексом. Итак, сексология снимает запреты. С чего же они снимаются? В первую очередь с любых взаимных сексуальных действий, чем бы они ни производились и на что бы ни были направлены, если это приемлемо и приятно для мужа и жены. Профессор С. И. Консторум еще в эпоху культа личности провозгласил, что коль скоро супруги любят друг друга, то в этой любви им все дозволено, а профессор Н. В. Иванов во времена хрущевской оттепели, возродившей сексологию, даже в эпоху последующего застоя чуть иначе, но выразил ту же мысль: супруги должны придерживаться принципа «весь твой, вся твоя»…

Мы не зря говорим здесь об эпохе культа личности, ведь в эту пору никому ничего из нормальных человеческих «слабостей» не дозволялось. И не зря говорим об эпохе застоя, ведь тогда все дозволялось, но далеко не всем. Сексуальные нормы, данные нам самой природой, были буквально затерроризированы воинствующим христианством и военным коммунизмом, в сфере сексуальных нравов не сменившимся даже на короткое время чем–то наподобие нэпа. Но вспомним слова В. И. Ленина: коммунизм — это не аскетизм, а полнота жизни, в том числе любовной… Вот так! И тут, оказывается, необходимо восстановление ленинских норм.