Popular psychology for parents

Развитие восприятия тесно связано с развитием систем организма, которые обеспечивают прием, переработку, фиксацию поступающей из внешнего мира информации и ее воспроизведение в актах узнавания и припоминания объектов. Такие системы получили название сенсорных (лат. sensus — чувство).

Развитие сенсорных систем начинается в первые дни жизни с функционирования врожденных рефлексов и быстро развивающихся на их основе условных рефлексов. Появление зрительного и слухового сосредоточения (1—2 месяца), умения прослеживать разнообразные движения предмета (2— 3 месяца), умение локализовать положение звука в пространстве (2 месяца) создают необходимые предпосылки для развития слухо–зрительно–моторной координации (5 месяцев). Эти координации составляют необходимое условие дальнейшего умственного развития. Вначале развитие восприятия опережает совершенствование двигательных функций. В процессе зрительного овладения предметом у ребенка формируется устойчивый интерес к игрушкам, на основе которого развивается способность целенаправленного захвата предметов.

Овладев умением захватывать предмет под контролем зрения, ребенок в большинстве случаев немедленно отправляет его в рот. По–видимому, на этом этапе сенсорные сигналы, идущие ото рта, являются наиболее информативными. Постепенно увеличивается время на зрительное исследование предмета, ребенок учится прислушиваться к его звучанию, усложняется характер манипуляций с предметами, внимание становится более устойчивым.

Именно во время практических контактов с внешним миром на основе взаимодействия со взрослым и развития процесса восприятия формируется первый понятийный мир ребенка.

Эксперименты немецких психологов дали основания считать, что уже в первые месяцы жизни у младенцев имеется представление о постоянстве некоторых объектов внешнего мира. Даже 8–недельные дети предугадывают повторное появление предмета, скрывающегося за экраном: поворачивают глаза, чтобы фиксировать тот край экрана, из–за которого должен показаться предмет.

В одном из экспериментов был выявлен парадоксальный факт — дети продолжали следить за предметом после его остановки. Покадровый анализ видеомагнитофонной записи показал, что все дети, даже самые маленькие (12 недель), при остановке предмета прекращали прослеживание на несколько долей секунд, а затем возобновляли движение глаз по бывшей траектории следования предмета.

Таким образом, дети в возрасте от 2 до 4 месяцев владеют особыми способами определения идентичности предмета: «предмет остается тем же, пока он находится на одном и том же месте» и «предмет остается тем же, пока он сохраняет одну и ту же траекторию движения». Иными словами, в этом возрасте дети узнают объект только на основании характеристик движения, не принимая во внимание другие его признаки.

Один из важных этапов психологического развития младенца — поведение качественно нового уровня: осуществление действия на основе образа предмета. В поведении малыша эта способность проявляется в умении доставать спрятанную на глазах у ребенка игрушку (например, в карман или под платок). Ранее считалось, что 8–месячные дети перестают в такой ситуации обращать внимание на игрушку. Однако современные ученые выяснили, что ребенок может достать игрушку даже при внезапном наступлении темноты.

Данные экспериментов показывают, что поведение ребенка по отношению к исчезнувшему предмету определяется имеющейся у ребенка первоначальной картиной мира, которая состоит из некоторых знаний об объектах и пространстве и о правилах перемещения объектов в пространстве.

Итак, можно выделить следующие важнейшие периоды в развитии восприятия:

1— 2 месяца — возникновение зрительных фиксаций и прослеживаний, локализация звука в пространстве; четкое видение мира;

2— 4 месяца — возникновение способности зрительно предвосхищать информацию при ее актуальном отсутствии; возникновение зрительно–моторной координации; выделение в зрительном поле человека, специфическая реакция на человеческий голос;

9 месяцев — поиск спрятанного объекта, приобретение способности к сохранению на некоторое время образа отсутствующего объекта и к организации на основе этого образа сложного действия.

Таким образом, к началу 2–го года жизни у младенца имеется элементарная внутренняя картина внешнего мира и его поведение зависит не только от непосредственно воспринимаемых ребенком объектов, но и от его ожиданий определенных свойств этих объектов, а может быть, и от весьма значительных, еще до конца не понятых взрослыми представлений о них.