Popular psychology for parents

«Алику (4.4.1) сшили брюки. Алик почувствовал большую гордость: «Как у папы!» Очень быстро освоился со всеми премудростями новой одежды». (Из дневника А. Д. Павловой.)

«Кирилл (4.4.30) на вопрос матери, чем же отличаются мужчины от женщин, отвечает: «У женщин есть платьица, а у мужчин — брюки. Вот этим они и отличаются». (Из дневника В. С. Мухиной.)

Малыш пристально всматривается в представителя своего пола, однако нередко индивидуальные особенности человека он принимает за признаки, присущие своему полу. Пятилетний Никита стал подражать своему другу — молодому мужчине, который, видя обожание в глазах мальчишки, шутя сказал ему: «Настоящий мужчина, Никита, должен делать так» — и ловко быстрым, еле уловимым движением головы закинул волосы назад. Очарованный этим достоинством «настоящего мужчины», Никита начал беспрерывно встряхивать головой и пытаться забросить назад свои пушистые кудри.

Постепенно типичное поведение мужчин и женщин все–таки запечатлевается ребенком. Ребенок подражает всему: как полезным формам поведения, которые представляют человека с лучшей стороны, так и негативному стереотипному поведению взрослых, являющемуся вредной социальной привычкой (брань, курение и др.). Наш малыш хотя еще не использует подобные «символы мужественности» в своей практике, но уже с интересом начинает вносить их в сюжеты игры. Он весело хохочет со своими сверстниками, когда изображает курение, пьяного или когда произносит бранные слова. В семье не должны забывать, что ребенок копирует своих родных, особенно стараясь во всем походить на родителя своего пола.

«Юра (3.0.0) взял палочку и начал водить ею по лицу: «Я, мама, бреюсь». Потом помешал другой палочкой в чашке: «Это мыло». Сделал вид, что намыливается и продолжает бриться. В то же время у мальчика стал отчетливо проявляться акающий говор, хотя кроме отца–москвича никто из окружающих ребенка не акает». (Из дневника Э. И. Стачинской.)

В дошкольном возрасте начинается дифференциация в предпочитании игр, игрушек и связанная с этим отработка игровых и орудийных действий. В игре проявляются психологические особенности детей как представителей того или иного пола. Девочки лучше приспосабливаются к создавшейся ситуации, быстрее и легче входят в новые условия, устанавливают контакты. Мальчики взрывнее, создают больше шума. Выбранные игровые роли отражают социальные стремления детей разного пола. В игре в своеобразной форме реализуется интерес к деятельности, связанной с мужскими и женскими социальными ролями. Интересы мальчиков сосредоточены на технике, на соревновательных играх, в которых можно реализовать свои притязания на победу, на лидерство. Мальчики признают сильных, смелых и инициативных сверстников. Если ваш малыш отстает от других, скорее помогите ему стать, как все. Научите его притязать на успех. Интересы девочек в большей мере сосредоточены на межличностных отношениях. Девочки любят сверстниц с мягким нравом, веселых и уступчивых. Если малышка агрессивна, не умеет быть терпеливой, научите ее уступать и быть веселой.

Как мы уже говорили, все дети ищут признания у взрослых и среди сверстников. Если мы научим их проявлять себя соответственно своему полу, то тем самым мы снимем многие трудности, которые могут возникнуть у них в будущем.

В дошкольном возрасте происходит не только эмоциональная дифференциация интересов, но и действенное проникновение в специфику мужской и женской деятельности. Мальчики уже больше знают и умеют в сфере техники, а девочки — в сфере домашнего быта. Конечно, это происходит лучше, если сами взрослые помогают ребенку увидеть, что есть «мужчина», а что — «женщина».

Осознание ребенком своей половой принадлежности имеет определяющее значение для развития его личности. У ребенка формируется чувство тождественности с другими представителями своего пола и стремление поддержать «престиж» своего пола, подчеркивание мужской или женской своей сущности. Это чувство в ребенке надо непременно поддерживать, так как оно определяет полноценность развития его личности.

Пристально наблюдая за ребенком, мы видим, что малыш очень рано (еще до 3 лет) начинает брать на себя роли своего пола. Это сказывается на его отношении с представителями противоположного пола. Интересно в этом плане поведение ребенка со старшими. Мальчики стараются вести себя «как мужчины» со своими мамами, тетями, старшими сестрами. Девочки, в свою очередь, со взрослыми мужчинами ведут себя несколько иначе, чем с женщинами: ' нередко они более застенчивы и кокетливы в присутствии мужчин, которые им нравятся. Не будем иронизировать по поводу наивного детского стремления — представить себя как мужчину или женщину. Лучше одобрить малыша — ведь он так старается! Так, Кирюша с большой охотой берет на себя роль мужчины–рыцаря, его поощряют в этом направлении.

«Кирюша (3.2.2) частенько подает мне руку, если на пути маленькая ямка или ветка: «Не упади. Я мужчина!»

Кирюша (4.7.8): «Мама, я буду твой рыцарь!», «Я же мужчина, проходи, мамочка, проходи, мамочка. Ну, теперь я пойду».

В лесу. Кирюша (6.7.18) приволок сухое бревно: «Это тебе! Сиди! Ты наша женщина, и мы за тобой ухаживаем». (Из дневника В. С. Мухиной).

В дошкольном возрасте дети окрашивают спецификой своей половой роли отношения со взрослыми. Реакции взрослого к этим проявлениям утверждают ребенка в правильности стиля его поведения, вносят коррекции или пресекают то или иное поведение ребенка. В разных культурах традиционно существует свой стиль мужского и женского поведения. Ребенок, принадлежащий к определенной культуре, присваивает стиль своего пола в том возрасте, когда он еще не отдает себе отчета в том, что же означает этот стиль. Так, маленький Измаил, когда ему еще не было и четырех лет, начал проявлять себя по отношению к девушкам, как взрослые парни. Малыш усаживается на скамейку у дома и всем проходящим мимо девушкам говорит: «Ай, ай, какие милые девушки!» Девушки, конечно же, ему с радостью улыбались. Поощренный улыбками, мальчик предлагал: «Возьмите меня с собой! Я парень что надо!» Ему, смеясь, протягивали руки, и мальчишка, довольный, провожал девушек до поворота, откуда его возвращали к дому. Усевшись на свою скамейку, он ждал нового приключения.