Гармоничное развитие ребенка

Но истина состоит лишь в последнем утверждении, и вот некоторые из самых важных вопросов, которые задают дети:

«Папа, что держит звезды в небе?» «Мама, почему трава зеленая?»

«Папа, как смог этот маленький человечек забраться в телевизор?»

И ведь именно этими же самыми вопросами задаются и ученые мужи! А вот что мы обычно отвечаем своим детям:

«Видишь ли, козленок, папа очень озабочен тем, что наше правительство должно предпринять в нынешней ситуации на Ближнем Востоке, поэтому он занят тем, что сочиняет письмо в газету. Почему бы тебе не побегать и не поиграть, пока твой папа думает?»

Существуют две причины, по которым мы никогда не отвечаем на вопросы своего малыша. Первая из них состоит в том, что мы уверены — он не поймет наших ответов, если мы попробуем всерьез объяснить ему существо дела. Вторая причина еще проще — мы и сами не знаем ответов. Ведь это такие трудные вопросы!

С 1962 г. американцы платят с каждого доллара один цент налогов на поддержку одной замечательной организации называемой НАСА (Центр космических исследований). Сам я был бы готов платить ей не цент, а десять центов. И причина совсем не в том, что я сильно озабочен состоянием дел на Луне. Просто возможность достичь Луны и, что самое главное, вернуться обратно, стоит любых денег.

Если кто–нибудь попросит вас резюмировать суть всей космической программы в одном очень простом вопросе и даст вам целый год на размышление, сможете ли вы за это время придумать формулировку умнее, чем «Что держит звезды на небе?»

А «почему трава зеленая» я лично не знаю. Впрочем, можно ответить, что в этом «виноват» хлорофилл. Но тогда ребенок задаст следующий вопрос: «А почему этот хлорофилл не делает траву красной?» И вот на этот–то вопрос я уж точно не смогу дать ответа. Подозреваю, что и вы тоже не сможете ответить, если только не являетесь биологом.

Но любая мать ответит просто: «Потому, детка».

Одна из связанных с нашим Институтом матерей, которая наиболее успешно постигла суть этой нелегкой профессии — быть матерью — рассказала мне о том, что ее маленькая дочь после такого ответа задала следующий вопрос: «А почему, мамочка, потому?» Нам всем следует об этом задуматься.

«Папа, как смог этот маленький человечек забраться в телевизор?»

Этот вопрос мучает меня самого с тех пор, как я впервые увидел этого маленького человечка на экране. Тем более, что ни один ребенок не может обойтись без этого вопроса. Я пытался как–то улизнуть от него, ссылаясь на световые и звуковые волны, но это помогло мне продержаться всего одну минуту. А ведь дело заключалось в том, что я просто не знал ответа. С тех пор я никогда не пытаюсь ответить на такие вопросы, а честно признаюсь в том, что я не знаю. Я никогда не лгу детям и не пытаюсь их обмануть, хотя по отношению к самому себе проделывал это неоднократно.

Тем более, что это бесполезно: маленькие дети великолепные психологи и видят нас, взрослых, буквально насквозь. И никакому взрослому не стоит даже и пытаться обмануть ребенка. Сам я уже слишком стар и у меня просто нет времени на такое бессмысленное занятие.