Гармоничное развитие ребенка

«Взгляни, детка, все эти картинки изображают животных, называемых «собаками»: немецкая овчарка, колли, Лабрадор, пудель, коккер–спаниель, боксер, доберман–пинчер, золотистый ретривер, чау–чау, болонка».

А потом вы с ребенком идете гулять по улицам и видите пуделя. Без сомнения, ваш ребенок мгновенно закричит: «Смотри, мама, собака!» Он скажет именно «собака», а не «пудель». Пока он еще не научился разбираться в породах собак, хотя видел и запомнил десять ваших картинок. Но каким образом он распознает собаку именно как собаку?

Вы показали ему десять разных собак, которых объединяет лишь то, что все они имеют шерсть, лапы, хвост и т.д. При этом ребенок уже понял, что собаки могут иметь разный окрас, размер, рост, длину хвоста и т.п. Благодаря своим врожденным способностям к перекомбинации полученных фактов, он в состоянии составить несколько миллионов комбинаций из десяти увиденных собак.

Вспомните, что объем его памяти составляет сто двадцать пять триллионов единиц. Вспомните и о том, что его мозг растет только в том случае, если им пользоваться. Тут вы можете возразить: «Но он никогда не воспользуется всеми 3 628 800 комбинациями, которые сможет составить из десяти собак». Может быть и нет. Но зачем его в этом ограничивать?

Вы когда–нибудь покупали словарь или энциклопедию? Сколько статей из нее вы прочитали? Тысячу? Но тогда зачем было покупать эту громадную книгу? Почему не купили книгу потоньше, в которой была бы только эта тысяча статей? И кроме того, разве вы берете с собой энциклопедию, выходя из дома?

Разумеется, нет. Вы просто запомнили необходимые вам данные, тем более что мозг развивается именно в процессе его использования. Но разве для развития мозга достаточно иметь в своей памяти огромное количество фактов? Конечно же, нет. Каждый из нас знаком с каким–нибудь удивительным болваном, буквально напичканным самой разнообразной информацией и при этом лишенным элементарного здравого смысла. Но это не противоречит тому факту, что чем больше мы знаем, тем больше можем установить связей между усвоенными фактами и понятиями и тем умнее становимся. Впрочем, об этом мы еще поговорим, а сейчас давайте подведем итоги: что же мы можем успеть сделать за тридцать секунд? Итак, отвечая на вопрос своего ребенка по поводу увиденной собаки, вы можете сказать ему:

— «Отстань»;

— «Это — гав–гав»;

— «Это — собака»;

— «Это — сенбернар»;

— Показать ему десять картинок с собаками;

— Научить его устанавливать связь между фактами.

Если вы предпочтете именно шестой вариант, то тем самым подарите ему возможность составлять 3 628 800 возможных комбинаций всего лишь из десяти фактов и, следовательно, значительно ускорите рост его мозга.

Кстати, сейчас он уже знает и одиннадцатый факт — помимо его собственного семейства по фамилии Смит, существует и семейство, называемое собаками. Вы можете упомянуть и о двенадцатом факте — по–латыни собака называется «канис». Ну а уж количество комбинаций из двенадцати фактов мой карманный калькулятор подсчитать просто не в состоянии.