Five Ways to a Child's Heart

Пассивная агрессия у подростков

Пассивная агрессия может считаться нормальным проявлением гнева только в раннем отрочестве, когда вашему сыну или дочери тринадцать — пятнадцать лет. И то при условии, что такое поведение никому не причиняет зла. Постепенно подросток учится выражать гнев более зрело и в конце концов период пассивной агрессии остается в прошлом. Так должно быть в идеале. Однако гораздо чаще пассивная агрессия становится привычным способом вести себя, неотъемлемой чертой характера. Даже взрослые люди не могут отказаться от такого поведения. Они использует пассивную агрессию против сослуживцев, супругов, детей, друзей.

Когда мы, родители, были молодыми (лет сто назад, считают наши дети), у нас в распоряжении было не так много способов выразить родителям и обществу свой протест, и в основном это были безобидные проделки. В деревне подростки могли затащить соседскую корову на крышу амбара или перевернуть уборную. В городе — разобрать автомобиль, к примеру, маленький «фольксваген» — жук, а потом собрать его в спальне у владельца. Сегодня пассивная агрессия проявляется у подростков по–другому, и часто способы, которыми они выражают ее, опасны: наркотики, жестокость, воровство, сексуальная распущенность, которая приводит к венерическим болезням или беременности, и, что самое страшное, самоубийство. Конечно, повзрослев, подросток сознает недопустимость такого поведения, однако часто бывает, что к этому моменту он уже успел нанести себе непоправимый вред.

Родители должны отличать безобидные и, в об- щем‑то, нормальные проявления пассивной агрессии от ненормальных, тех, что несут в себе зло. Например, если ваш сын обмотал яблоню в саду туалетной бумагой, ничего страшного. Если дочь разрисовала стены в своей комнате, это нехорошо, но в таком возрасте нормально и безвредно. У подростка энергия бьет ключом, ему хочется риска. Попробуйте помочь ему удовлетворить это желание. Ходите с ним в турпоходы, совершайте долгие велосипедные прогулки. Пусть он займется альпинизмом либо каким‑то другим командным или индивидуальным видом спорта.

Если вам хочется помочь сыну или дочери преодолеть этот опасный возраст, прежде всего научите их правильно выражать свой гнев. Главное — сделать это до того, как им исполнится семнадцать. Это — ваша основная задача. Они не смогут отказаться от пассивной агрессии, если заменить ее им нечем. Поэтому они должны усвоить более зрелые способы выразить отрицательные эмоции.

Поскольку многие взрослые так и остались на стадии пассивной агрессии, такой способ вести себя не редкость. Мало кто понимает, что такое гнев и как справится с ним. Часто родители считают, что гнев — это в любом случае плохо, и если ребенок посмел выразить недовольство, его надо наказать. Страшная ошибка. В этом случае наказания ни к чему хорошему не приведут. Так вы не научите ребенка конструктивно использовать гнев. Он совсем не будет владеть своими эмоциями, впрочем, так же, как и его родители. Пассивная агрессия — частая причина плохой успеваемости, конфликтов с начальством, семейных неурядиц. Только подумайте, ведь в основе множества жизненных проблем лежит пассивная агрессия. Не значит ли это, что мы, родители, просто обязаны научить своих детей справляться с гневом? Повторяю, наказаниями вы ничего хорошего не добьетесь.

ВЫРАБОТАТЬ ПРАВИЛЬНУЮ РЕАКЦИЮ

Естественно, не нужно ждать, когда ваш ребенок превратится в подростка, чтобы учить его справляться с гневом. Начинать надо с самого раннего возраста, однако не стоит рассчитывать, что ребенок сумеет выражать свой гнев хоть сколь‑нибудь зрело, пока ему не исполнилось шесть–семь лет.

Справиться с гневом ребенка — самая сложная задача из тех, что стоят перед родителями. Чаще всего они реагируют на гнев ребенка неправильно, а все оттого, что не понимают природу гнева. Дети могут выразить свое недовольство всего лишь двумя способами. Во–первых, с помощью слов; во–вто- рых, с помощью действий. И то, и другое — неприятно. И все же постарайтесь понять, гнев так или иначе прорвется наружу. Рано или поздно наступает момент, когда удерживать его внутри становится невозможным.

Таким образом, вы стоите перед выбором: или слова, или действия. Не правда ли, гораздо лучше, чтобы гнев ребенка проявлялся первым способом? Когда ребенок высказывает свой гнев, как бы грубо он это ни делал, вы видите, что происходит у него внутри, вы контролируете ситуацию и можете направлять его к более зрелому выражению гнева. Во что бы то ни стало нужно избежать пассивной агрессии.

Пока ребенку не исполнилось шесть–семь лет, основная ваша задача — не дать пассивно–агрессивным тенденциям развиться в нем. Как это сделать? Основной способ — регулярно следить за тем, чтобы он был твердо уверен в вашей любви, в вашей безусловной любви. Отсутствие этой уверенности — первопричина гнева и плохого поведения. Предотвратить пассивную агрессию можно, если ребенок абсолютно уверен в вашем расположении. Тогда ребенок счастлив, и ему не нужно всем своим поведением без конца спрашивать родителей: «Ты любишь меня?» Конечно, отсутствие уверенности в любви не единственная причина гнева и детских проступков, однако самая распространенная.

Кроме того, помните, у детей нет защиты от родительского гнева. Когда вы срываете злобу на ребенке, ваш гнев прибавляется к его гневу. Если это часто случается, скорее всего, гнев выльется в пассивную агрессию. Если ребенок рассержен, выслушайте его спокойно, пусть он скажет, чем недоволен. Может, это и неприятно и несправедливо с его стороны, но все же лучше, чем пассивная агрессия.

К несчастью, когда дети пусть грубо, но пытаются выразить гнев словами, многие родители выходят из себя и накидываются на ребенка: «Да как ты смеешь так со мной разговаривать? Чтобы я больше этого не слышал! Понял?» Они загоняют ребенка в угол. Он перед выбором: либо подчиниться и никогда не высказывать свое недовольство, либо не подчиняться. Ну и дилемма!

ВВЕРХ ПО ЛЕСТНИЦЕ ГНЕВА