Five Ways to a Child's Heart
Теперь я вижу: родной язык Джо — прикосновение. Причина — в этом. Все эти годы он, как умел, ласкался ко мне, потому что хотел, чтоб и я приласкала его. Я не привыкла к нежностям, мои родители были людьми сдержанными, и в нашей семье это было не принято. Сейчас я понимаю: когда муж борется с Джо на полу, так он высказывает ему свою любовь, а я в любви своему сыну отказывала. Почему же я раньше не замечала этого, ведь так все просто?!
В тот вечер Мерилин рассказала мужу о семинаре. Сперва Крис немного удивился:
— Странно. Ты хочешь сказать, что наша с ним возня на полу — проявление любви? Хотя, навер ное, в этом что‑то есть… Я никогда не задумывался, почему это делаю. Мне это кажется таким естественным. Знаешь, наверное… Нет, точно. Прикосновение — это и мой родной язык.
Когда он произнес это, у Мерилин словно открылись глаза. Ну конечно! Крис — самый ласковый человек на свете. Он без конца обнимает ее и сына. Ему нравится ее целовать, даже когда он не стремится к близости. Значит, все эти годы она обделяла любовью не только Джо, но и мужа! Мерилин поняла: во что бы то ни стало она должна освоить этот язык. Только вот как? Для начала она решила просто отвечать на их прикосновения.
Когда на следующий день Джо, подкравшись к раковине, закрыл ей руками глаза, она быстро обернулась и прижала мальчика к себе со словами: «Вот и попался!» Сперва он онемел от неожиданности, потом радостно засмеялся. Когда Крис обнял ее, она ответила на его поцелуй, как бывало еще до свадьбы. Он улыбнулся и сказал: «Почаще ходи на семинары. Мне нравится, чему там учат!»
Мерилин приложила все старания, чтобы не забывать о «языке прикосновений». Прошло какое‑то время, и она уже не чувствовала неловкости, обнимая мужа или сына. Прикосновения стали для нее естественным способом выразить любовь. Но Джо с Крисом почувствовали, как она любит их, задолго до этого. Они старались ответить ей и понемногу выучили ее «родной язык». Помощь — вот понятный для нее способ выражать любовь. Теперь Джо сам моет посуду, а Крис всегда помогает жене с уборкой. Иногда Мерилин кажется, что это сон.
Говорят дети
Для многих детей прикосновение гораздо важнее слов, подарков, совместного времяпрепровождения и помощи. Если родители не ласкают ребенка, для которого этот «язык любви» родной, в нем никогда не будет уверенности в родительской любви. Посмотрим, какая сила заложена в прикосновениях.
Семилетняя Элисон: «Я знаю, что мама меня любит, потому что она всегда целует и обнимает меня».
Джереми уже учится в колледже, он говорит, что никогда не сомневался в любви родителей: «Конечно, они любят меня. Я чувствую это. Сколько я себя помню, они были ласковы со мной. Утром, когда я ухожу на занятия, мама целует меня на прощание, а отец, если он дома, обнимает. В нашей семье всегда было так заведено. Некоторые мои друзья удивляются, почему мы все время обнимаемся, в их семьях так не принято. А мне это необходимо, это меня поддерживает, как будто согревает изнутри».
Марку одиннадцать. Мы просим его: «Оцени по десятибалльной шкале, насколько тебя любят родители». Он не раздумывая отвечает: «Десять баллов». Почему он так уверен в родительской любви? Марк объясняет: «Ну, во–первых, они все время говорят мне об этом, но самое главное — их обращение. Отец любит играть со мной, мы часто в шутку боремся на полу. Когда я ухожу в школу, он на прощание хлопает меня по плечу. А мама всегда обнимает и целует меня, конечно, не при друзьях».
Двенадцатилетняя Джессика живет с матерью. Дважды в месяц она ездит на выходные к отцу. Она говорит, что он очень любит ее. На вопрос: «Почему?» — девочка отвечает: «Он всегда так радуется мне, крепко обнимает и целует. А когда я уезжаю, папа прижимает меня к себе и говорит, что будет очень скучать. Мама тоже меня любит, я знаю это — она так старается для меня. Но она редко меня целует. Почему она не такая, как папа?!»