Дети с небес
Когда трехлетний малыш начинает скандалить, достаточно просто показать какой-нибудь яркий блестящий предмет, чтобы отвлечь его: ключи, зубную щетку, ракушку, стеклянный шарик то, что привлекает взгляд или слух, с чем хочется поиграть. Моя жена Бонни всегда таскала с собой целый набор разных «штучек», чтобы отвлекать дочь, если та вдруг расстроится или вздумает закатить скандал. Это действует на всех детей, но на реактивных — особенно.
ПОДАРИТЕ РЕБЕНКУ ПЕСЕНКУ
Пение отвлекает детей любого возраста от любых забот и позволяет ощутить, что они окружены любовью и заботой. Маленьким детям нравится, когда вы поете для них, а более взрослые любят петь вместе с родителями. Моя жена Бонни придумала для каждой из наших дочерей по маленькой песенке. Если девочка плакала, то стоило Бонни запеть, и малышка успокаивалась. Приведу в качестве примера одну из этих песенок:
Лорен Бет, Лорен Бет, как люблю я Лорен Бет. Лорен Бет, Лорен Бет, как люблю я Лорен Бет. Лорен, Лорен, Лорен Бет (и опять все сначала).
Когда ребенок расстроен, простая песенка с повторяющимся текстом отвлечет его от всех проблем и даст почувствовать, что он окружен любовью и заботой. Спеть самому намного лучше, чем включить музыку, поскольку пение сближает ребенка с отцом или матерью. Однако музыкальный фон тоже может быть полезен, поскольку создает непринужденную радостную атмосферу.
Пение не так серьезно и тяжеловесно, как простые слова. Песенка помогает перенаправить внимание ребенка, чтобы он забыл о неприятном и сосредоточился на приятном. Пение идеально подходит для того, чтобы отвлечь ребенка и направить в нужном вам направлении. Невозможно петь и при этом оставаться расстроенным. Когда человек поет или слушает песенку, все вокруг словно озаряется светом; жить становится веселее. Пение стимулирует деятельность левого, творческого полушария мозга. Творческий настрой помогает ребенку стать гибче, легче приспосабливаться к ситуации и охотнее идти на сотрудничество.
Когда подрастали мои дети, мы всегда пели песенки, пока мыли посуду. Я называл это пятиминутками чистоты. Под звуки песни мы все вместе мыли посуду, стараясь сделать за эти пять минут как можно больше, — чтобы побить собственные рекорды прошлых дней. Затем я благодарил всех за помощь и домывал остатки сам. Девочкам это нравилось, и они до сих пор вспоминают о наших пятиминутках с радостью и теплотой.
КОГДА РУТИНА В РАДОСТЬ
При помощи песенок я превращал такое нудное занятие, как мытье посуды, в веселое развлечение. Кроме того, поскольку дети занимались мытьем посуды всего по пять минут в день, это дело было им не в тягость. Поскольку мы с Бонни не перегружали дочерей работой в детстве, они не сопротивлялись, если мы просили их помочь нам в чем-то. Теперь же, став взрослыми, они и трудятся с удовольствием, и развлекаться умеют.
У моих родителей было семеро детей, и я до сих пор помню те вечера, когда подходила моя очередь мыть посуду. И не важно, что это случалось только раз в неделю. В вечер моего дежурства казалось, что «Я всегда занимаюсь этой посудой. Мне некогда веселиться. Все вокруг веселятся, а я, как всегда, в стороне».
Дети живут в вечном «сейчас». Если рутина длится слишком долго, у них создается ощущение, что «Я только и делаю, что работаю». Если вы будете меньше нагружать детей домашними обязанностями и больше помогать им при этом, они научатся извлекать из рутинной работы радость, и она не будет особенно тяготить их ни в школе, ни в дальнейшей жизни.
В идеале до семи лет ребенок должен чувствовать, что он окружен заботой взрослых, а с семи до четырнадцати ему нужно вдоволь играть, петь, мастерить, рисовать, играть на музыкальных инструментах, заниматься спортом, играть в драмкружке, делать уроки — и посвящать рутине как можно меньше времени. Мытье посуды, уборка в комнате, забота о животных — все это, конечно, очень хорошо, пока ребенку не начинает казаться, что у него «слишком много работы». Наилучший способ определить, сколько работы можно поручить своему ребенку, — обращать внимание на его сопротивление и в соответствии с этим изменять нагрузку. Быть родителем —значит поправлять себя на каждом шагу.
Если научить человека быть счастливым еще в раннем детстве, то, став подростком, он с готовностью окунется в работу. Если же вместо того, чтобы играть, ребенку приходится слишком много работать, он так и не научится веселиться. В подростковом возрасте он, вероятно, будет противиться любой работе или работать много, но без удовольствия.
Еще каких-нибудь сто лет назад дети работали на фабриках, но постепенно общество осознало, что это — издевательство над подрастающим поколением. Сейчас нам пора понять, что слишком сильно нагружать детей домашней работой тоже не годится. Давать — обязанность родителей, а малыш должен только получать. Затем, примерно в семилетнем возрасте, у ребенка появляется новая потребность: играть и веселиться вместе с родными и друзьями. Именно в это время ребенок должен развить в себе одно из важнейших человеческих качеств: способность быть счастливым.