Аномалии родительской любви
О чем, если говорить более конкретно, идет речь? Например, иногда пастырю приходится быть участником непростой истории: человек ходит в храм, постится, живет церковной жизнью вопреки воле неверующих родителей. Ситуация может приобрести крайне конфликтный характер в случаях, когда ребенок (разумеется, не столько по возрасту, сколько по своему положению относительно родителей, отказывающих ему в праве быть самостоятельной личностью) хочет устроить жизнь по своему усмотрению, например, попробовать свои силы на поприще монашества.
Духовник, от благословения которого зависит судьба человека, может поступить в зависимости от того, что увидит он в этом человеке: преждевременную юношескую горячность, основанную на романтизме и мечтательности, или же подлинный призыв Божий, подобный тому, который обратил Христос к одному юноше во времена Своей земной жизни (Мф. 19, 16-21). Однако если духовник все же даст благословение на монашеский путь, то он рискует оказаться в сонме первых исповедников ХХI века. Горячо любящие родители могут не остановиться ни перед чем, лишь бы вырвать из-под "пагубного влияния" свое дитя...
Мамы алкоголиков...
Горькое зрелище, стандартный диалог, предугадываешь каждую фразу заранее:
— Батюшка, что мне делать? Сын пьет...
— На какие деньги? Работает?
— Да какой там... Второй год не работает. Никак не могу на работу выгнать его.
— А где деньги берет: на вино, на еду?
— На мою пенсию живем.
— Ну, дорогая мама, ведь Вы фактически являетесь спонсором алкоголизма Вашего сына. Вы кормите его, содержите: платите за квартиру, не выгоняете его, тунеядца, из дому. Вот он и не идет работать.
— То есть, что Вы мне советуете: на улицу родного сына выгнать? Это же жестоко, я с самого рождения... Он у меня переболел всеми болезнями, трудно было, сама поднимала его, без мужа...
— Я ничего Вам не советую. Вы сами все знаете.
— Так что же мне делать, батюшка? Может закодировать его?..
Еще одной проблемой, с которой приходится нередко сталкиваться пастырям сегодня, — чрезмерно заботливые матери, до удушающих объятий любящие своих повзрослевших сынов и дочерей.[3] Понять, что человек, обратившийся за помощью к пастырю, имеет дело именно с таким видом родительской привязанности, несложно. Именно "заботливая мать" может сказать своему ребенку, решившему связать свой жизненный путь с неприглянувшимся ей женихом (невестой), монастырским послушанием или просто жить вдали от родителей:
— Я всю жизнь посвятила тебе. Если ты уедешь, я умру!
Дитя в растерянности. Жениха (невесту) своего она (он) любит, но не может нарушить заповедь о почитании родителей. Судьба, личный жизненный выбор под угрозой.
Несложный анализ показывает, что любовью к ребенку здесь и не пахнет, если понимать любовь как активную заинтересованность в жизни и развитии того, кого ты любишь. Мать выступает против развития своего чада и вообще против природы человека, насильственно не отпуская взрослого человека из родительского гнезда, явно или неявно внушая ему, что он еще недостаточно взрослый, чтобы что-то решать самому.
Со временем выясняется, что интересы, личная жизнь и развитие ребенка маму вовсе не волнуют, лишь бы он оставался при ней. Какие же доводы она приводит? Чаще всего — бытовые трудности, которые ожидают чадо в неизвестном, недосягаемом для ее пристальной опеки месте. Но если дитя выросло неприспособленным к жизни, кто в этом виноват? Конечно же, "заботливая мать". Ведь делая все за ребенка, она блокировала, не давала ему получать свой личный опыт, не оставляла ему права на ошибку... Но обычно таковые матери, как правило, не хотят прислушиваться к пастырским советам, даже если им в мягкой форме указывают на то, что в области отношений с ребенком пора бы что-то изменить. Вряд ли такие мамы нашу книгу дочитают до конца. Но все же хочется и их пригласить к этому разговору.