Аномалии родительской любви
Закладка шизофренических симптомов у ребенка может произойти в раннем детстве. Например, мать открыто велит ребенку подойти к ней, в то же время своим поведением и тоном выражая угрозу и неприятие. Иногда мать, не реализовавшаяся в своей супружеско-эмоционально-чувственной жизни, все свои чувства, включая и эротические, проецирует на ребенка. Она не может допустить «перерезки пуповины», привязывает ребенка к себе, ограничивает его свободу.
Мне приходилось консультировать молодого человека с проявлениями свойственных шизофреникам особенностей. Его отец (шизофреник) покончил жизнь самоубийством. Но образ папы был идеализирован в сознании молодого человека настолько, что последний уже видел свой уход из жизни подобным путем как единственную возможность, сохранив отождествленность с отцом, оказаться на том свете вместе с ним.
В другом случае отец может оказаться чрезмерно уступчивым, оттесненным своей супругой от своей отцовской роли на периферию семейной жизни. С ним не считаются, им явно пренебрегают, либо ненавидят его, когда он своим поведением, например, алкоголизмом, нарушает семейный порядок. Часто с внешней стороны семейная жизнь представляется образцовой, и лишь обстоятельный анализ эмоционально-чувственных отношений выявляет их патологию. Противоречивость чувств по отношению к родителю становится камнем, с которого начинается закладка фундамента здания шизофрении, могущей проявиться при определенных условиях в юношеском возрасте.
Перекос в супружеских отношениях, при котором один из супругов полностью уступает и даже идеализирует эксцентрические выходки другого, доминирующего в семье, может также привести к возникновению у ребенка этого заболевания. Еще одним фактором можно назвать семейный раскол (расщепление), при котором родители придерживаются противоположных взглядов, так что ребенок оказывается в ситуации раздвоенной лояльности. Иногда больной обречен на семейную опеку и не может от нее освободиться. В результате он подвергается постоянному действию эмоциональных факторов, которые в определенной степени способствуют развитию болезни. Шизофреническая деградация неоднократно уменьшается, либо даже исчезает, когда больной оказывается вырванным из семейной среды.
Родственники шизофреников отмечают две основные проблемы. Первая связана с психологической отгороженностью. Больные не взаимодействуют с другими членами семьи, они становятся медлительны, не ухаживают за собой, частично или полностью уходят от общения. Вторая связана с более явными нарушениями и социально неприемлемым поведением, беспокойными, странными, расторможенными проявлениями в обществе, угрозой насилия.
Родственники больных оказываются в состоянии тревоги, депрессии, вины, растерянности. Многие не знают, как вести себя при нежелательном и странном поведении больного. Семья раскалывается по принципу более строгого или более лояльного отношения к больному.
Самое печальное для пастыря, взявшегося за кропотливый труд помощи шизофренику, происходит тогда, когда последний подходит к границам значительного изменения. Семья (как правило, мать), даже на расстоянии тысячи километров, интуитивно чувствуя это,[50] находит способ забрать его от духовника для того, чтобы обратно ввергнуть в болезнь посредством восстановления внутрисемейных психопатических отношений. Пастырская помощь впавшему в заболевание и отключившемуся от внешнего мира шизофренику требует значительной отдачи. Когда же шизофреник возвращается в круг семейных отношений, в обыденную жизнь, все кропотливые усилия священника порой сходят на нет.
О поведении родственников при остром приступе душевной болезни
Отдельные душевнобольные неожиданно становятся опасными для самих себя, иногда могут совершать антисоциальные действия под влиянием «голосов».[51] Другие больные угрожают окружающим, нередко из-за переживаемых ими идей преследования, нападая, якобы, с целью самообороны. Кризисным следует считать случай, когда больной проявляет агрессию, стремится к нападению или самоубийству. Часто такие ситуации наступают тогда, когда больной находится в состоянии спутанности, возбужден или впадает в оцепенение, переживая как бы сон наяву, и не осмысливает своих действий.
В таких случаях необходимо прежде всего кратко призвать помощь Божию и исполниться внутренней уверенностью в уповании на то, что все, что происходит, так же как и исход происходящего — в руках Его всемогущего Промысла. Затем нужно немедленно вызвать врача.
Если врач почему-либо запаздывает, а больной проявляет опасные для себя и для других действия, необходимо применить физическую силу — в этом будет проявление любви и по отношению к нему, и по отношению к окружающим людям, которым может быть нанесен ущерб. Но для этого необходима твердость и решительность, оправданная и святыми отцами в подобных ситуациях.[52] Промедление может стоить одной или нескольких жизней.
К сожалению, насильственное помещение психически больного человека в лечебницу, если он не совершил уголовно наказуемого преступления, по действующим законам невозможно. Родственник душевнобольного человека вынужден лично решать, что делать, что предпринимать в том или ином случае.