Аномалии родительской любви

С другой стороны, не следует чрезмерно щадить больного. При реабилитации (или в период домашнего проживания) должны быть по­ставлены реальные правила проживания, требования, которые реально можно исполнить. Больному шизофренией необходимо иметь надеж­ного, достойного и стабильного близкого человека, который способен указать четкие границы приемлемо­го поведения. Крайне желательно, чтобы это был кто-то не из его ближайшего окружения. Это важно в первую очередь для больных, страдающих идеями преследования, так как у этих больных нарушена способность доверительного отношения к окру­жающим. Иногда больной принимает совет скорее от брата или сестры, чем от родителей. Слишком большое количество критических замечаний действует на боль­ного отрицательно. Заслуженная похвала, даже за не­значительную работу, действует ободряюще.

Принцип «лучше меньше, да лучше» действует со­вершенно конкретно в повседневном быту. Обраще­ние или требования к больному должно быть изложено просто и ясно, тогда оно оправдано. Правда, длинные и сложные со­общения не превышают интеллектуальных возможно­стей некоторых больных, к примеру, больных шизофренией. Но много­значные и многоплановые сообщения предполагают большую способность к концентрации внимания. Они превышают способность больного к «переработке по­лученной информации». Поэтому очень рекомендует­ся при обращении к больному высказывать только одно определенное пожелание, задание или сообщение, причем делать это максимально спокойно, без эмоций. Та­ким способом родственники больного следуют деви­зу, который открывают для себя: поэтапное выпол­нение отдельных действий возможно, если даже больной не в состоянии охватить задание как целое.

Первая задача заключается в том, чтобы быть по­нятым. Намного труднее овладеть искусством осуще­ствлять на деле требования к больному, выполнение которых необходимо для поддержания на определен­ном уровне совместного существования.

Может быть, помогут обещания:

— Прими ванну, а по­том вместе попьем чаю с пирогом.

Или же разумные компромиссы:

— Пожалуйста, сделай тише музыку.

Можно спросить больного:

— Пожалуйста, прибери постель. Тогда в твоей комнате будет полный порядок.

Неожиданный благоприятный результат может дать диалектический под­ход:

— Не разговаривай вслух со своими голосами. Ты же не хочешь, чтобы эти люди считали тебя сумасшедшим? Не давай им повода.

Если нагрузка становится чрезмерной, то соци­альные контакты между больным и его родственни­ками следует временно сократить. Иной раз больно­му нужно просто уйти в свою комнату.

Необходимо неизменно соблюдать уважение к частной жизни больного, особенно в ситуаци­ях, вызывающих нагрузку.

Некоторые душевнобольные, в частности, шизофренией, часто используют возмож­ность уединения целенаправленно — для защиты от раздражителей, с которыми они не могут справиться. Больной чувствует «перегрузку» и изъявляет желание сменить обстановку, уединиться, уйти. Такая тактика больного существенно облегчает совме­стное проживание, если, конечно, больной имеет от­дельную комнату. В этот момент настаивать на выполнении необходимых текущих обязанностей не нужно.