Статьи и проповеди(с 25.03.2013 по 14.12.2013 г.)

Скажите, православные украинцы и православные русские верят одинаково или мы все таки разные?

Как люди верующие и пребывающие в благодати, мы одинаковые. Благодать важна. Мудрецы языческие спросили как-то египетских монахов: «Вот скажите, мы не женаты, тоже едим сухой хлеб, как и вы. Чем мы отличаемся от вас?». Монахи сказали: «Мы уповаем на Бога и пребываем в благодати». Мудрецы послушали и ответили: «Да, этого у нас нет». Христианское житие - это упование на Бога и пребывание в благодати. Внешних признаков христианства - их очень много, их можно копировать, повторять, этим, собственно, характеризуются все расколы и ереси. Они копируют внешность и обманывают простодушных. Но это бесплодно. А вот упование на Бога и пребывание в благодати - это высокая вещь. Тогда нет разницы между православным христианином в Кении, Танзании, Северной Америке или в Полтавской области.

Но психологически украинец и русский - довольно-таки разные люди. Они в хозяйстве разные, они разные наедине, разные и в коллективе. Украинец силен в одиночку, как фермер, как самостоятельный деятель, как бизнесмен. Как человек, который сам за себя отвечает, он прекрасен. Русский же в одиночку может быть ленив, пьян, туп, ограничен, агрессивен. Но из ста “гениев” ничего не слепишь. Это будет сто конфликтов. Поэтому украинцы, в силу своей избыточной “гениальности”, совершенно не способны на коллективный труд. Они перессорятся в первые полчаса и станут врагами навеки. Прощать, кстати, тоже не шибко научены. Поэтому они никогда и не имели государства, и сейчас его не имеют, по сути. Все - непризнанные гении, все страшно умные, но когда собираются в кучу, приходится заниматься разборками, кто из них самый умный, а из умных - умнейший. А русские, при всей своей неуклюжести, безбытности, умеют из себя представлять некое общее целое. Особенно в период искушений и испытаний, в период войны, в период освоения диких пространств. В покое жить русский не умеет. Покой для него - искушение, которое он не преодолевает, разваливается на части.

Эти этносы по-разному рисуют себе идеальную жизнь. Шевченко, при всей порочности своего мировоззрения, нашел болевые точки украинца, почему его и стали вешать в красном углу в каждой хате. Он нарисовал образ земного рая, «садка вишневого коло хаты». Он нашел ту жилку, которая болит и ноет у украинца, и ему хочется жить, так, как нарисовал Шевченко. Это утопия, это желание Царства Божьего на земле, ересь хилиазма, если угодно. Это желание переложить свою вину на кого-то: виноваты ляхи, москали, шведы, турки, татары. Только не мы, отстаньте от нас - и мы заживем. На самом же деле, в жизни все по-другому.

У украинца и русского разный тип мечты об идеальном устроении жизни. Украинцу хорошо на своей земле, под своей вишней, а русскому хорошо, когда в мире все справедливо. Он хочет, чтобы было хорошо всем и сразу. В этом смысле - он тоже глупец.

Виновата русская душа?

Да, это очень глупая, бабья душа. Она доверчива, ее любой соблазнить может. Но соблазнить сможет только добром, а не злом. Русского соблазнить злом трудно, пока он русский. «Давай-ка украдем это и нам будет хорошо, а всем будет плохо» - для русского это не пляшет. «Давай-ка сделаем так, чтобы всем было хорошо и сразу» - вот это для русского пляшет, тут же и -вприсядку. Они - разные типажи психологические, но это без благодати. А в благодати - русский и украинец равны друг другу, до неразличимости.

Скажите, кому выгодно сталкивать два братских народа и уверять, что у нас нет общей истории?

Понимаете, по уровню эгоизма мы центробежны - и Россия от Украины - и наоборот. Мы центробежны на уровне бытового общения. Дух времени - это дух центробежный - разрыва от центра. Здесь каждый хочет своего. А центростремительные движения - это история - то есть, мы слишком родные в истории, по крови, по вере, по родовой памяти, чтобы разорваться, и слишком чужие по сегодняшним интересам, чтобы быть вместе. Вот конфликт этих двух движений и рождает трагедию.

Сегодня нам нужно Церковь представлять, как Церковь всех. Я стою за то, что сегодня православный американец или православный житель Уганды, или православный египтянин нам, собственно, ближе, чем неверующий русский или украинец. Для меня негр преклонных годов, если он верит в Бога, ближе, чем любой хохол, любой кацап или бульбаш, который лба не перекрестит, и перед Христом Господом не преклонит колени. Эти последние мне и не братья вовсе, а так -сограждане мифического государства. Это важно!

Никакой народ не был 100% верующим, и не будет, тем более. Внутренний враг, как змей за пазухой, есть во всяком народе. И у нас он тоже есть. Иногда их так много, этих змеев, что верующие люди составляют миноритарную общину своего этноса. Поэтому нам близки все люди, любой национальности, которые любят Господа и каются в своих грехах, и надеются на будущее Царство, а не строят здесь Вавилонскую башню. Поэтому, в этом смысле, я выступаю за то, чтобы мы помнили свои корни, были умом трезвы в быту и этнические чувства не ставили на первое место.

У меня есть доля радости и доля скорби от того, в каком тупике мы находимся. И есть большое упование, что Церковь выявит свое вненациональное, надмирное существо. Она, действительно, Невеста Христова, собранная от всех племен и языков. А то, что мы с русскими братья, и нам никуда не деться друг от друга, так это сто процентов. Кто из нас кому больше должен, это большой вопрос, потому что украинские проповедники сеяли Слово Божие во времена Петра, Екатерины, Елизаветы, Павла, и так далее, по всем обширным пространствам русской земли. То что русские вложили свое тело, душу, кровь, сердце, кости свои закопали на украинской земле - это тоже факт. Только наше единство выше крови, выше костей и выше генетических связей. Оно все-таки должно строиться на вере в воскресшего Господа, и на том, что мы являемся православными людьми, действительно вышедшими из одной днепровской купели. На этом надо строить свое единство.

Сегодня на Украине в школьных учебниках по истории голодомор 30-х годов преподносится, как геноцид украинского народа. Вы согласны с этой точкой зрения?

Украинцев пострадало больше, не потому что они украинцы. Геноцид - это преступное состояние дел, при котором палачи сплошь не украинцы, а страдающие сплошь украинцы. Тогда тебя убивают или не убивают именно за то, что ты украинец. Но тогда среди карателей находились и сами украинцы, такие как Петровский, в честь которого назван город Днепропетровск. Когда украинцы находятся среди карателей и среди жертв, то дело здесь не в борьбе одного этноса с другим. Это не борьба иудеев и самарян, или ирландцев и англичан, где наличествует этничесое противостояние, а это идеологическая борьба внутри одного этноса. То есть я украинец, партийный деятель, я, тебя же - украинца - не согласного с политикой партии, уничтожаю, как классового врага. Или - наоборот. Трагедия Украины заключалась в том, что у нее подавляющее большинство населения было крестьянами. Крестьяне попадали под топоры, как носители чуждой идеологии. Но палачи во все времена любят уничтожать людей руками их же сородичей. Это стандартная практика. И в оцеплениях могли стоять украинцы, и расстреливать могли тоже украинцы, и на вышках в лагерях могли тоже украинцы стоять.