Статьи и проповеди(с 25.03.2013 по 14.12.2013 г.)

Голодомор - это явление политическое и классовое. Была поставлена задача насильственной индустриализации крестьянской страны. И нужно было ввести страну в семью индустриализованных стран в считанные годы. Надо было сделать то , что в других странах делалось за столетия. И поэтому внутреннее сопротивление было именно со стороны крестьянского населения. Большинство не понимало задач партии, им это было чуждо и они были правы, как простые люди. Кто бы они ни были - русские, казахи, белорусы, украинцы, они все равно были бы перемолоты жерновами сталинской машины, потому что они носители крестьянского сознания, консервативного, здорового, векового. И плевать они хотели на индустриализацию.Самый большой голодомор по количеству жертв, кстати, был в Китае. Там тоже в 50-х уже годах коммунистическая партия Китая, взяв курс на индустриализацию, искусственным голодом уморила огромное количество своих собстственных крестьян. Это была классовая борьба. Вся история 20-го века проходит под знаком классовой борьбы. Этническая борьба, борьба этноса за самоопределение - это 19 век. Это крушение империй и на их развалинах возникновение национальных государств. Нации самоопределяющиеся - это 19 век, чуть-чуть 20-й. А мы с опозданием этим занялись. И есть некоторая доля трагедии в том, что мы начали национальное самоопределение, когда оно уже закончилось в других странах.

В 30-е годы люди умирали ужасной смертью. Они достойны молитвы и сострадания. Но неправильная оценка истории опасна тем, что она рождает ошибки в будущем. Мы же не можем сказать, что грузины виноваты в трагедии 30-х годов, потому что Сталин был грузин. Это глупость и непозволительное упрощение истории. Кстати, ложная идеология всегда кровава. Вот почему Церковь против ересей борется, потому что ересь - это ложная идеология.

Что бы Вы пожелали своим собратьям, клирикам Православной Церкви?

Мне очень жаль, что прекрасное время для созидания и творчества мы бездарно тратим на пустое житие. Поэтому Бог может менять времена, и будет очень горько, если опять повторятся времена жестокие, к которым мы совершенно не готовы. Хочется, чтобы каждый приход был Евхаристической семьей. Хочется, чтобы духовенство занималось своими прямыми обязанностями, потому что период восстановления храмов превратил духовенство в прорабов. И у них в голове цемент и песок, а не утренние и вечерние молитвы, не Евангелие и не проповедь. Хочется, чтобы проповедь заняла главное место в богослужении, достойное и первенствующее, после Бескровной жертвы. Хочется, чтобы люди учились и напитывались благодатью. У людей большой голод. «Не голод хлеба, не жажда воды, но слышания слов Господних». И эту жажду надо удовлетворять чистой духовной пищей. У меня простое пожелание - надо быть Церкви - Церковью. Не клубом по интересам, не многочисленной сектой, которая всех боится и всех проклинает вокруг себя, с собой не согласных. Церковью, которая не рассказывает сказки, не чешет всех за ушком, «не тешит слух», как говорит апостол Павел. А чтобы Церковь совершала свою миссию с максимально большим КПД. Пока наше КПД, как для паровоза, - 5 %. А есть возможность сделать 10-15-30-40 и более процентов. Сто процентов, конечно, не бывает. Грех подобен силе трения и сопротивления. Поэтому, конечно, хотелось бы, чтобы люди приходили к Источнику Жизни и им никто не мешал пить.

Какой образ миссии кажется Вам наиболее актуальным в современном мире? Может Вы назовете примеры служения конкретных священников, чей опыт особо близок Вам.

Дневники отца А. Шмемана произвели на меня колоссальное впечатление. Я грешил против него, часто повторяя чужие осуждения, не зная дела. Но его дневники мне оказались очень близки. В них и заблуждений нет, на самом деле, никаких, как многие считают. Там главный лейтмотив - «горе имеем сердца!» Сердце вверх! Какие проблемы можно решать после того, как ты пропел акафист Божьей Матери на пятой седмице Поста? После «радуйся благодатная Господь с тобою!», какая проблематика может в жизни оставаться, что еще не ясно, какие вопросы могут возникать? Он снимает вопросы богослужением, он влюблен в него, как в Невесту. И он говорит, что если мы реально причащаемся Христу, то о чем еще можно спорить? Где ваша радость, откуда столько мышиной возни, суеты, взаимного осуждения, столько неприязни, партийных споров и дележа? Вы что не понимаете, чем вы обладаете?

Я полностью согласен с о. Александром. В христианстве столько радости! Священник не может не любить Литургию, не имеет права ее не любить. И не имеет права не проповедовать Воскресшего Христа. Если он ленив в проповеди и приходит на Литургию, как сырая свеча, не горящая, трещащая, незагорающаяся. Он может быть кем хочешь, он может быть самым приятным, милым человеком в быту, балагуром, шутником, знатоком анекдотов, менеджером, оборотистым бизнесменом, но это не имеет никакой цены, потому что не для этого он священник. Священник он для того, чтобы строить Святые Тайны и питать бессмертной Пищей людей. С него взыщут! Если нужно ругать людей, то почему бы их не поругать? Если они стоят на краю пропасти и делают вид, что все в порядке. Почему бы не дернуть их с силой назад от пропасти?

Вот мы сейчас находимся в храме святого Луки Войно-Ясенецкого, и все наши прихожане очень почитают этого святого. Он был очень тяжелый человек в быту. Но он - хирург, его руки были по локоть в крови и гное, и складывали поломанные, раздробленные кости, и вырезали из человека злокачественные опухоли. Хирург не может быть «бубочкой» и «лапочкой», и Айболитиком.Он был жестким, и как церковный иерарх был очень требовательным. Если представить хирурга за операцией, он же много не разговаривает, дает быстро команды, принимает нужный инструмент, там каждая секунда дорога. И священники, которые делают свое дело хорошо, они сгорают изнутри на самом деле, у них на душе содрана кожа. Им очень больно. Даже подуть на него, а ему уже больно, потому что жизнь у него такая. Он, как хирург и как ассинизатор, и прокурор, и милиционер, и знаток чужих таин. И еще он - воздыхатель перед лицом Божьим о чужих беззакониях и о своих собственных, в первую очередь. Конечно, у него содрана кожа. А что вы от него хотите? Чтобы он был мягкий как елей? Хорошо, если такие есть.

«В настоящем, подлинном виде христианство - это явление сверхприрородное. Из жителя мира сего оно делает человека жителем мира иного, с иными чувствами, иными мыслями, иными свойствами» - писал отец Андрей в одной из своих статей.

Совсем скоро, «по всей земле, во все пределы» понесется радостное «Христос Воскресе!!!» и наступит праздник праздников - Пасха. Души православных, вне зависимости от национальности и гражданской позиции, наполнятся нетленной радостью.

Главное - всегда помнить, что мы жители мира иного и неустанно благодарным сердцем вторить с ангелами: «Воистину Воскресе!»

1774 Поле никудышних