Letters (Issues 1-8)

N.N. и N.N.

Приношу усердную благодарность за все ваши заботы обо мне, и за бальзам особенно. Все немочи, против которых придуман этот бальзам - есть у меня, И я со вчерашнего дня стал натирать ноги, в которых спазмы бывают, и крестец, в котором не большая боль. Как-то Бог поможет. Ноги очень меня беспокоят, не давая спать средину ночи, самое нужное для сна время.

Но еще покорнейшая к вам просьба. Прилагаю сведения о пожаре в Алтайской миссии. Из них увидите, какая там нужда, и эта миссия самая нужная и самая трудолюбивая. Так помогите сами и уговорите к тому же и других, которые по мягкосердее. Говорите им: "есть у тебя лишний грош? Хочешь положить его в банк самый надежный, из коего будешь получать проценты вечные времена и во смерти? Так вот клади сюда". Не требуется целый вагон золота, а что Бог положит по сердцу, десяток, пять, а сотню, это будет уже сверх ожидания.

Благослови вас Господи всяким благословением! Спасайтесь!

Ваш богомолец Е. Феофан.

87. К деве желающей посвятить себя Богу о жизни келейной и монастырской

Милость Божия буди с вами!

То, что вы желаете жизнь свою посвятить Богу, доброе дело, свв. Апостолами предуказанное. И благослови Господи выдержать до конца такое начинание и дело. Теперь, как устроить быт свой соответственно сему намерению? Иные живут в келлиях и вам это можно. Иные идут в монастырь, и вам это можно.

Спрашиваете: как же поступить? Кто же это вам скажет? Сами смотрите. Богу молитесь усерднее, чтоб Он дал какое-либо указание. К Божией Матери с болезнью сердца прибегайте. Она Приснодева, всех девственниц Мать!

Я же только общее могу сказать, именно: "В монастырь идти лучше, чем жить в келлиях. Жизнь в келлиях, наполовину - мирская жизнь. И воля, тут своя и руководства нет. И соблазны кругом. Бывает и тут высокая жизнь. Но это уже особая милость Божия. Однако ж сами смотрите. Может быть у вас столько есть ревности к самоотвержению, что вы, и в келлии живя, будете жить строже всех монастырок. Если на келлию падет мысль; то, как вы сошлись две, строили бы особую келлию. Тетушка-то может, если потребуется, указывать вам что-нибудь по временам. Вам разлучаться на что? А у тетки, строившей келлию для себя одной - троим тесно. Но идти в монастырь лучше. С келлиею сколько хлопот?!

Е. Феофан.

88. Об очищении и врачевании духовных немощей

Милость Божия буди с вами!

Духовная немощь очищается исповедью, в коей полагается и начало врачевания ее. - Врачевание же самое продолжается, доканчивается потом подвигами против нее (немощи). Кончится врачевание, когда страсть станет противною и перестанет влещи. Пока сия процедура совершается, борющийся состоит в милости Началовождя, хотя раны получает чувствительные, падает и встает. Милость сия отступает только тогда, когда пал кто и не встает - валяется. А если пал и тотчас встает и опять берется за оружие, чтоб противоборствовать, милость не отходит. Сим растворяйте совести своей горечь. Таинство Тела и Крови совершается Господом чрез действо всей церкви. Служащий есть только орудие. Коль скоро на нем нет не разрешенного греха, он с дерзновенным упованием может и совершить таинство и причащаться.

Благослови вас Господи!

Ваш доброхот Е. Феофан. 31 августа 1888 г.