Letters (Issues 1-8)

Милость Божия буди с вами!

Хоть я не получал еще книги посланной вами, но наперед вижу, что это - не то, что требуется. Это на нововогреческом, а надо на старогреческом. На старом греческом Симеон не печатан, не печатан и Феодор Студит и Исаия. Их надо искать в рукописях. А что рукописи есть, это несомненно; ибо Симеона переводил на новогреческий какой-то афонец, на островку против Афона живший. - И другие есть. Св. Антония печатать, - не помешает ли сборнику? Ведь он туда войдет. Мне думается, это неловко. Уж скорее как-нибудь сборник надо сбить и печатать, а то вот валяются - тетради. Еще пораспропадут. Коли хотите впрочем печатайте и отдельно. - А поправить как? - Сами поправите?! Ну поправляйте. Или давайте мне - я поправлю. - Да где ж печатать? В Москве? - Или у вас в монастыре? - Или в Царьграде?

Я теперь крайне занять толкованием посланий св. апостола Павла.

Будьте здоровы и веселы.

Прикажите вашим старцам московским, чтобы нашли и доставили мне все, что требуется для переплета. Я писал к ним об этом. Мешкают. А чай магазин есть.

Прошу всех старцев помолиться о мне многогрешном.

Ваш богомолец Е. Феофан. 10 декабря 74 г.

98. Материалы и план Добротолюбия

Милость Божия буди с вами!

И книги и вещички для переплетного дела получил от ваших старцев. Благодарствую.

Спешу вас известить о будущем Добротолюбии.

Я чай вам писал сколько листов заготовлено для первого тома. Кроме той брошюрки, что Антония Великого содержит, есть еще рукописи - 170 листов - письма о. Тихона. В книжку Антония Великого пошло их - 50 или 60. Считайте посему сколько выйдет листов печатных. Отцы приготовлены вот какие: Антоний Великий, Макарий Египетский, Марко подвижник, Исаия отшельник и Евагрий.

Все что приготовлено и должно войти в один том. Антоний Великий с ближайшими преемниками своими. - Вторую часть составляют - Пахомий Великий - с другими общежительниками. Тут будут все уставы - Пахомия, Василия Великого, Кассиана, св. Венедикта, - и некоторые мелкие уставцы, сохранившиеся в сборниках. Но этим не кончится Добротолюбие, а пойдет далее. В каком порядке дело там пойдет, не знаю еще, - Нил препод., Лествичник, Варсанофий и Иоанн, Дорофей, Ефрем Сириан., Исаак Сирианин.

Из всех их будет сделана выборка, - в какой-нибудь системе, думаю - о борьбе со страстьми, - или как придется. Это займет тома два, - если не более.

Но и еще надо - Филофея, Феодора Едесского, Иоанна Коринфского, Диадоха, Максима исповедника, - и подобных. Еще том.

Феодора Студита - катихизисы надо перевести - еще том.

Симеона Нового Богослова и очень том.

Так вот как широко.

Но когда все приготовить придется, не пророчу. - Я теперь крайне занят. - В этот по крайней мере год ни за что взяться не могу кроме своего дела.