Letters (Issues 1-8)
Желающий быть рабом Божиим - И! - Когда же, наконец, желание сие станет делом?! Все завтра, да завтра. А удерживает что? Дрянь какая-то. И из-за этой дряни - лишать себя душевного спокойствия, причинять сердечную боль матери, себя в грязь лицом бросать (ибо это срамная страсть) и подвергать верной опасности лишиться царствия Божия и наследовать ад с невообразимыми муками его - есть ли смысл?! Но страсть помрачает смысл, - и он не видит и всего безобразия, и всей пагубности подобного поведения.
Решимость у вас бывает, но пред лицом страсти она рассеивается, как легкое облако ветром. Отчего это? Оттого, что вы, как только появится помысл или легкое желание, тотчас склоняетесь на их сторону. А это отчего? Оттого, что принимаете помысл и даете ему доходить до желания. Сколько раз напоминать вам - гнать помысл и подавлять желание. - Или без борьбы хотите избавиться от греха?! Слышали, что те, кои Христовыми желают быть, плоть распинают со страстьми и похотьми?!! - Зачем же, желая быть Христовым, даете себе привилегию не распинать себя?! Потрудитесь довести свою решимость до того, чтобы, хоть бы резану на части быть предлежало, не поддаваться страсти. Тогда страсть даже не подступит. Решимость такая будет попалять ее, как огонь стружки. Слабость решимости у вас от саможаления. - Надо принесть себя в жертву.
В древних отечниках рассказывается такой пример решимости. Юноша - умный и богатый - возымел желание все оставить и удалиться в пустынь. Но сколько раз ни собирался он сделать это, всегда отлагал на завтра, потому что жаль бывало то того, то другого, и себя еще попокоить немного желание приходило. - Стыдно ему было перед собою самим, и бояться стал он, что и умрет, не исполнивши своего намерения. - Наконец, видя, что никакого толку не выходит от таких отлагательств, рассерчал на себя - выбежал за город, сбросил одежду - и голый убежал в пустынь. Из сего видеть можете, что истинная решимость такова, что от всего отрезывает себя и душевно, и телесно.
Извольте подражать.
Вот и еще пример, как по решимости устоять против искушения. Была в городе некоем блудница - красивая, и у нее в любимцах недостатка не было. Сжалился над нею правитель города, и сказал: перестань безобразничать, и я возьму тебя в жены себе, будешь у меня жить в довольстве и почете. Она согласилась - и вступила с ним в брак и стала жить в доме его. - Любители ее искали ее всюду и не находили. Наконец узнали, что она стала женою градоправителя. - Однако ж не отказались от надежды перетянуть ее опять к себе. И для того всячески усиливались увидеть ее, ходили под окнами, и на двор врывались, но их гнали отовсюду. - Наконец придумали: пойдем сзади дома и свиснем ей: она услышит наш свист - и выйдет. И сделали так. Но она, как только услышала свист, заткнула уши и убежала во внутреннейшие покои. Искушенно и места не было.
Вот как следует поступать. Вы же как поступаете? - Лишь только эта гадкая змея прошипит под окошком, вы весь не свой, и - как ослик, за веревочку ведомый, выходите.
Затыкайте уши, и искушениям конец. - Советую вам рассерчать на нее, и хорошенько ее приколотить.
Е. Феофан.
821. Изгоняющему страсть предупреждение об изменчивости добрых намерений. Отзыв ждущему хорошей службы
Милость Божия буди с вами, И.И!
Очень рад, слыша: "креплюсь - и отгоняю помыслы лукавые". - Помоги вам Господи и навсегда так пребыть. Не забывайте об изменчивости добрых намерений человеческих и собирайте мысли в поддержание их. Вы хорошо поступили с змеею, жалящею вас, но поопаситесь. Она орудие врага, который умеет прикидываться спокойным, между тем как выжидает только случая, - и вдруг набросится.
Поступить вам на службу было бы очень хорошо. Да поможет вам Бог!