Letters (Issues 1-8)
Не понимаю, какой смысл имеет вам предлежащий экзамен. Но если он нужен, дай Господи вам сдать его настолько хорошо, сколько это требуется для ваших целей.
Благослови вас Господи! Спасайтесь! Блюдите себя перед Господом!
832. Будущий генералиссимус под страхом монашества и перед холерой
Будущий генералиссимус!
Поздравляю с окончанием труда - путного. Вижу, что и для вас это Богомоление не прошло бесследно. Вы поновили там свои убеждения и углубили. На себя посмотришь, ни туда, ни сюда не гож. Одно лишь, слезно вопию: "имиже веси судьбами, Господи, так благоустрой жизнь мою, чтобы спастись". И вопию денно-нощно. Самое хорошее это настроение. Бог дал его. Благодарите Бога и храните сей дар!
"Заметил я", говорите, "что в те дни, когда совершаю правило как следует, на душе бывает покойней и легче". Прибавлять ли к сему: это вам указание, где искать покоя и силы держать себя, как должно. И трудитесь, не ленитесь.
Это добрые помышления. А вот не совсем похвально: "вижу, что трудна монашеская жизнь; лишь одни избранные могут понести ее".
Вот так генералиссимус!! Только взглянул на Плевну, и бежать от нее прочь. С таким духом и в рядовые не годитесь! Трудности и в монашеской жизни есть, и в житейском быту. И в последнем их больше. Выходит, вы бежите от меньших трудностей, чтобы попасть в большие. Разумно это? Придумайте для своего бегства не трудности, а другое что. От трудностей никуда не убежать.
Холера! Холера!! В Шацке, говорят, было два случая. В Воронеже объявлено - оседлость ее у них.
Вот и готовьтесь! Избави нас Господи! Но, как Его святая воля может для блага нашего подвергнуть такой смерти, то наперед надо подчинить нам волю свою - сей воле Божией и с покорностью принять сей род смерти, как благо, и благодарить Господа!
Восставить надо всю силу веры в крестную спасительную смерть Господа - и так пребывать, ожидая, что благоволит Господь.
Спасайтесь!
Ваш доброхот Е. Феофан.
833. Как побеждать гордость, гнев и осуждение
Милость Божия буди с вами, И.И.!
Жалуетесь на гордость, гнев, осуждение. Последние два - от первой. Взыщите смирение, - гнев и осуждение отстанут сами собою. Но и прямо против них бороться надо. Против гнева - стиснув зубы молчать. Это первый, начальный прием. Второй, когда забирает, немножко удалиться, чтобы не видеть возбуждающего гнев. Когда от этого не уймется гнев, и придется наговорить глупостей и неправостей, найдите веревку - толстенькую - и идите к сестре. Положив ей поклон земной, скажите: добрая сестрица, сослужи мне службу, вот этою веревкою отдуй меня хорошенько. Можете меру назначить - пять, десять ударов, только б чувствительно было. Делайте так после каждой вспышки гнева. Этот прием и против гордости хорош. Против осуждения - свои грехи поскорее воспоминайте и держите их пред сознанием, - и осуждение отойдет. Всяко боритесь против этих и всех других страстей, гоня прочь самые зачатки их и преследуя движения, с молитвою к Господу.
Спасайтесь!