Letters (Issues 1-8)

Милость Божия буди с вами!

Очень рад, что дело ваше пришло к концу; и кажется удовлетворительно для вас. Слава Богу!

Пресс получил; жду наставлений, как им действовать.

Относительно Добротолюбия - озаглавить его полным нельзя; ибо оно, как сборник никогда не может быть полно, а можно прибавить: - в более полном виде или составе.

Что у вас там прописано еще - излишне. - У меня кажется прописано заглавие: Добротолюбие или собрание святоотеческих писаний о подвижничестве и духовной жизни вообще, - в более полном составе. Больше этого ничего не нужно.

В следующем томе вместе со св. Кассианом не отложно должны быть помещены уставы св. Пахомия, св. Василия Великого и св. Венедикта. - Что касается до сборника, - отечников, то его можно отнести ко времени после Максима исповедника, когда вышел в свет Лимонарь.

Сей порядок изменен быть не может.

Благословитесь у старцев печатать Добротолюбие, как я его составлю - худо ли то, или хорошо, чтобы у нас с вами споров не было.

Прошу у всех старцев молитв и благословения.

О. архимандрита Макария поздравляю с настоятельством. Или не его, а обитель с этим надо поздравить. Ему же желаю всякой свыше помощи, на ведение дел во благо братии вечное.

Будьте здоровы. Спасайтесь! - И скорее к нам приезжайте.

Ваш богомолец Е. Феофан. 17 августа 75 г.

101. Печатать ли сказание о хитоне по грузинским преданиям, и прочие указания по печатному делу

Милость Божия буди с вами!

Прочитал сказание о хитоне. Печатать ли? Не имею, что сказать. Для нас верно только то, что хитон подарен персидским царем нашему царю, и сам о себе свидетельствовал чудесами. Что касается до преданий грузинских, то в них очевидно нет истины. Хитон достался кому-либо из воинов римских, а тут достается евреям. После же говорится, хитон принесен воином. Очевидно сложены два предания. - К тому же во всем сказании - слишком много сведений о Господе у евреев грузинских, прежде чем они огласились у евреев Палестинских.

Заглавие: Обретение хитона, а о сем обретении ничего не сказано. Говорится только что неведомо как оказался в храме и творит чудеса.

Поелику все это уже напечатано, как говорите, то пусть кто хочет там читает. Что наше, - мы читаем в Четь-Минеи. Потому не вижу, чего ради печатать это, и распространять сказания, которым при всей снисходительности нельзя иметь веры. - Верующие и без того крепко веруют; а неверов это может еще более углублять в неверии.

И так как же? - Как хотите. Моя мысль, лучше не печатать.