Letters (Issues 1-8)
Ваш доброхот Е. Феофан. 28 дек. 1893 г.
894. Печатные руководства к духовной жизни. Условие вступления на добрый путь. Цвет и плод преуспеяния
Милость Божия буди с вами!
Достопочтеннейший О. N.!
Бывши столько времени под руководством старца, вы, конечно, все слышали, что требуется. - Припоминайте и исполняйте, не отлагая на завтра.
У Афонцев есть книги: Путь ко спасению (очерк Аскетики); Что есть духовная жизнь; Письма о духовной жизни; Невидимая брань. Приобретите их и учитесь из них, не знать, а делать.
Еще: чем обеспокоеваема бывает совесть, все то тотчас надобно оставить. К сему разряду, думаю, относится все, что вы навязали на себя, после смерти старца.
Того, что считается необходимым в деле спасения и преуспеяния, нельзя миновать никоим образом, как ни прикрывай то, надо исполнять.
Молитва Иисусова, в силе своей, является не в начале, а в конце преуспеяния, как цвет и плод. Ей предшествует тяготение внутрь.
Благослови вас, Господи! Спасайтесь! Прошу помолиться о моей многогрешности.
Е. Ф. 22 дек. 86 г.
895. Существо молитвы. Много ли внимания надо отдавать внешним приемам при совершении молитвы
Милость Божия буди с вами!
Молитва - дело внутреннее. Все, что при этом делается внешне, к существу дела не принадлежит, а есть внешняя обстановка.
Все, что бывает будто хорошего от этой внешности, кажется только хорошим, а не есть. Потому на это никакого внимания обращать не должно.
То, что вы делаете, лучше бросить. Главное, в чем надо упражняться, есть память Божия, или хождение в присутствии Божием. Старайтесь приобресть навык всегда быть в сознании и чувстве, что находитесь под оком Божиим, проникающим всю глубину вашего сердца и все внутренние движения ваши видящим.
Молитва Иисусова стоит в числе средств к успеху в навыке ходить пред Богом.
Все, что надо знать о производстве сей молитвы, находится в книге о невидимой брани. Там и посмотрите.
Главное тут: стать вниманием в сердце и взывать к Господу, везде сущему.
Лучше стоять, чем сидеть. О дыхании, положении головы и прочем лучше не думать совсем. А все внимание обратить на внутренний строй.
Корень доброго внутреннего строя есть страх Божий. Его надо сделать неотходным. Он будет все держать в напряжении и не даст распускаться ни членам, ни мыслям, созидая бодренное сердце и трезвенную мысль.
Но всегда помнить надо и чувствовать, что успех в духовной жизни и во всех ее проявлениях есть плод благодати Божией. Духовная жизнь вся от Пресвятаго Духа Божия. У нас и свой есть дух, но бессильный. В силу вступает он, когда осенит его благодать.
Спасайтесь!
Ваш доброхот Е. Феофан. 26 февр. 87 г.