Letters (Issues 1-8)
Сим способом память Божия утвердится в уме, и лик Божий будет в душе, как солнце. Положи холодную вещь на солнце, она согреется. Так согреется и душа от памяти о Господе, Который есть умное солнце. А что потом будет, после увидишь.
Первый труд - навык повторять непрестанно молитву Иисусову. И начинайте, все твердите и твердите, но все и с мыслью о Господе.
И все тут.
Где сердце? - Где отзывается и чувствуется печаль, радость, гнев и проч., там сердце. Там и вниманием стойте. Сердце телесное есть мускулистый серчак - мясо, но чувствует не мясо, а душа, для чувства которой мясное сердце служит только орудием, как мозг служит орудием для ума.
Старцев не осуждайте. - Верно они начинают держанием внимания на конце языка, а потом переходят к сердцу. Но и пусть их; только б не почитали этого умным деланием, равно как говорения молитвы Иисусовой. То и другое есть внешнее дело, телесное. Умное дело - одно: умом и сердцем к Господу возноситься.
Воображение Распятого Господа есть ли существенное дело? - Нет, и оно тоже - помощное, а не главное. - Старица правду говорит, что для удержания ума от блуждания хорошо воображать предмет образно. Это можно. Но к одному образу привязываться нет резонов. Господь теперь во славе, сидит одесную, - и все святые окрест Его. - И так можно воображать. Но лучше без образов обойтись, ибо воображение грубая сила. Лучше в одной вере стоять, что Господь близ, чем воображать. - Старица привыкла, и образ Распятого Господа слился у нее с сердечною молитвою, в которой все дело. - Что старица углубляется в молитву до забвения всего, это, истинно, и есть милость Божия, ради ее смирения, без коего не дано было бы сие.
Она не в прелести, а в истине.
Не можете отстать от празднословия. Празднословие - самое разорительное дело. Равное ему зло, когда прогуливаются, не соблюдая чувств. Успеху в молитве то и другое очень мешает. Когда начнет утверждаться в сердце молитва Иисусова, тогда язык свяжется. Его свяжет благоговейнство пред Присущим Господом.
Ведайте также, что надо так вести дела свои, чтоб совесть ни в чем не осуждала, и если осуждает, надо тотчас умиротворить ее покаянием. - И тело надо облегчить малоястием, и малоспанием, и преутруждением.
Благослови вас, Господи! Спасайтесь!
Ваш доброхот Е. Феофан.
P.S. Есть ли у вас книга Невидимая брань? Там подробно изложено дело молитвы. Извольте читать и вникать.
22 окт. 87 г.
897. Подтверждение сказанного о молитве
Милость Божия буди с вами!
Очень рад, что недоумения ваши разъяснились. Налегайте более на умное предстояние Господу, чем на телесные при сем делания и положения.
Спасайтесь!
Ваш доброхот. 28 ноября 87 г.