Letters (Issues 1-8)

Благослови вас, Господи!

Ваш доброхот Е. Феофан. 22 авг. 88 г.

(Вопрос: Скажите мне, Господа ради, так ли я продолжаю молитву: находясь в церкви, келье или где случится, я стараюсь собрать свои чувства и представить пред собою Господа необразно, при этом уста мои смыкаются, язык остается без движения, и только умом и сердцем говорю молитву; тогда-то все телесные члены мои приходят в строй, чувство благоговеинства к Господу овладевает мною, и ясно зрю свое ничтожество?!)

902. Ответ на вопрос об умной молитве. О представлении при молитве образа Троицы и других. Монах состоящий в прелести и заблуждении. Запрещенный Авва

Милость Божия буди с вами!

Задолжал я вам ответами. Прошу извинения. Берусь исправить сие упущение.

Не помню, ответил ли я вам на письмо, где поминаете о старце обители П. - Но напишу на него ответ. Пусть и повторение будет. Письмо от 9 авг.

Сначала вы изображаете, как умно молитесь и с какими чувствами, и спрашиваете, можно ли так? - Отвечаю: Можно. Благослови, Господи, всегда так молиться, если помните, что написали. - Потом прибавляете: "скорблю, что редко молюсь такою молитвою, молитва отходит, и опять рассеиваюсь". Скорбеть об этом очень надо. Но винить никого стороннего не следует: своя вина. Чтоб утвердиться в такой молитве, во-первых молите Господа, всякого добра дарователя, да даст вам так молиться, и, во-вторых, чаще приступайте к такой молитве. Придет навык, по благодати Божией. Рассеиваюсь. Кто виноват? - Не рассеивайтесь. И как только заметите, что мысли пошли блуждать, тотчас опять ворочайте их. Навыкайте быть в памяти Божией и памяти смертной. Будет сокрушение, и не даст мыслям рассеиваться. Вслед за сим спрашиваете: "продолжать ли такую молитву, или умом сходить в сердце?" - А это, что сказали вы, где же бывает? Сему негде быть, как внутри. Стоите пред Господом, без образов, в присутствии Господа, и испытываете добрые чувства. Чего же еще? Тут все. Разве только вы в голове производите сие?!! - Нет, в сердце надо стоять. Но сердца не помнить, а только Господа зреть. - Все так выразить можно: "стоять в сердце умом пред Господом и молиться".

Вопрос: когда я стою в сердце, нужно ли там изображать какие-либо образы: Троицу или что другое? - решается сам собою. Если стоите пред Господом без образа Его, то какие еще образы тут уместны? - Им и появиться нельзя: Бог-Троица не имеет образа. Представлять Ее образно нельзя и не следует. Господь Спаситель, по воплощенному домостроительству, имеет образ человеческий; но Ему надо предстоять без образа; в одном сознании Его присутствия.

Монах из обители П. хорошо делает, что трудится в молитве Иисусовой. Но не забывает ли он, что дело не в словах и не в количестве молитв Иисусовых, а в навыке быть всегда в памяти о Господе. Количество хорошо выдерживать, чтоб не разлениться, но главное, чтоб при сем мысли и чувства были святые. Плод молитвы - главный - не теплота и сладость, а страх Божий и сокрушение. Их постоянно надо возгревать и с ними жить, и ими дышать.

Монах сей Св. Троицу зрит образно в сердце. - Святая Троица-Бог невидим, сокровенен есть и образа не имеет. Надо стоять в сознании вездеприсутствия Божия, а образов строить не должно. Он говорит, что мысль о сем нашел у Отцов. Спросите его, у каких? Я не помню, чтоб кто из них поминал о сем. - Те, которые о духовных делах строят свои мысли, чтоб дать им вес, ссылаются на Отцов. Без поверки нельзя принимать таких слов за истину.

Брат сей сказал, что даже не понимает, что это за благоговеинство и страх Божий. Это очень дурно. Пред Царем кто может стоять без страха?! Не тем ли паче пред Богом?! - В Киеве, в Лавре, был брат, который говаривал: "смотрите, с Богом-то не станьте за панибрата". Уж не эта ли беда у брата того? - Не дивно, когда у него плод молитвы определяется только теплотою и сладостью. Это - сластолюбие духовное. Главное - страх Божий и дух сокрушен. Теплота и сладость хороши в деле духовном; но не ими надо определять цену деланий духовных.