Letters (Issues 1-8)

(Вопрос. До сих пор выражение отцов, что умом надо стоять в сердце, я понимал в том смысле, что при молитве нужно помнить об одном только сердце, и недоумевал, какой-такой внешний предмет необходимо дать при этом уму. Теперь же я объясняю это себе вот как: когда я стою умом пред Господом, вне всяких образов, а только в сознании Его присутствия, тогда ум мой бывает в сердце. - И вот, когда я обращаю все внимание на то, чтобы быть в чувстве вездеприсутствия Божия, и, углубившись в мысль изречений Давида: камо пойду от Духа Твоего и от лица Твоего камо бежу? (Пс.338:7), и предзрех Господа предо мною выну (Пс.15:8) - умно предстоять Ему, я ощущаю какую-то особенную живость духа, в противность той мертвости, которая мною обладала, когда я старался помнить об одном сердце и привести ум в такое положение, чтобы он был, по выражению отцов, выше, или над сердцем, думая, что в этом только и состоит настоящая молитва.

Прошу вас, поясните мне, правильны ли мои понятия и так ли я молюсь?)

903. Постепенное развитие добродетелей из памяти Божией и памяти смерти. О поведении в церкви, воздержании перед службой. О лености и молитве за иноверцев

Милость Божия буди с вами!

С праздником поздравляю. Да исполнит Господь душу вашу всякими утешениями духовными.

Все, что писали вы об образе, коим стараетесь молиться, хорошо. Трудитесь так и вперед.

Храните память Божию и память смертную. От них страх Божий будет в силе. От страха - внимание к себе и всем делам своим, мыслям и чувствам. От сего трезвенная благоговейная жизнь. От сей - страстей подавление. От сего - чистота. От чистоты - с Богом пребывание, не мыслями только, но и чувством.

Трудитесь. Труд все преодолевает с Божиею помощью.

Когда исполняете правило св. Пахомия, то дома только это делайте, а в церкви идет уже правило, т.е. служба. И с своим туда примешиваться не след. В церкви внимайте тому, что читается и поется, и сообразные с тем держите мысли и чувства. Когда неразборчиво читают, свою молитву говорите Господу, или только мысленно с благоговением возноситесь к Нему, с поклонами. Старайтесь за всякою службою довесть сердце до разогрения, и по выходе из церкви блюсти его.

Все сие вы уже делаете. Я только напоминаю, утверждая, что так и должно.

Вы поминаете про поклоны. Поклоны надо класть. Ими подогревать надо сердце, когда оно станет охладевать.

Поклоны - телесная работа. С ними надо соединять мысль о Боге и чувство к Нему.

Образ воздержания, какой имеете, когда готовитесь к службе, не худ. Но не забывайте при сем паче душу приготовить: вера, страх Божий, дух сокрушен, предание себя Господу, и от Него чаяние помощи на дело сие, сим украситься подобает.