Letters (Issues 1-8)
905. Взаимное откровение помыслов и исповедь
Милость Божия буди с вами!
Я не писал к вам, потому что спешил окончить Добротолюбие; а по окончании его отдыхаю.
Вопросы ваши, оставленные нерешенными, извольте повторить. А вновь предложенный решаю так.
Ничто не мешает иметь брата, и с ним держать откровение помыслов. Исповедь же надо держать по монастырскому порядку. По временам впрочем можно исповедаться, у кого угодно.
Благослови вас Господи! Спасайтесь!
Ваш доброхот. 14 июн. 89 г.
906. Молитва духовная не зависит от телесного напряжения. О праве исповедывать послушников
Милость Божия буди с вами!
Молитва духовная не зависит от телесного какого-либо напряжения, как например, натиска вниманием к сердцу или стеснения дыхания и подобное. Она творится умным путем. Начинать ее надо поставлением себя в присутствие Господа, и затем, предав всего себя Господу и верою и упованием воодушевясь, обращать к Нему молитву свою, просто, по-детски. Чувства при сем, какие Бог пошлет, теми и довольствоваться. Дело духовное не в восторгах: самое лучшее его проявление есть "дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно". Как вы написали, что когда представляете присущим Господа, то лучше бывает: так всегда и делайте.
Что вы исповедали послушников, в этом нет ничего грешного. В грамоте иереям, по посвящении их, означается, что ему дается власть исповедывать и разрешать кающихся, как все другое церковное совершать. Сия власть и вам дана в самом посвящении. Но употребление ее в монастыре подлежит монастырским уставам. В нашем монастыре кто у кого хочет исповедуется, хотя духовник есть определенный. Не лучше ли потихоньку спросить настоятеля?
Благослови вас Господи! Спасайтесь!
Ваш доброхот. 7 июл. 89 г.
(Вопрос. Когда мысленно прохожу символ веры, то в уме нехотя рисуются образы, и так как при всем моем старании не могу освободиться от них, то смущаюсь и боюсь, не дойду ли я таким образом до прелести?
Как понять все то, что написано о молитве у Симеона Нового Богослова в словах 8-м и 9-м?)
907. Каких образов должно бояться. Об отправлении служб поклонами. О молитве без движения языка и непрестанном внимании