Letters (Issues 1-8)
Милость Божия буди с вами!
Ходил к вам брат на совет, и с ним что-то сделалось недоброе. Вы отослали его к о. N, и от того он получил пользу. Если тот полезнее, и пусть к тому ходит.
Другой брат такой же все еще к вам ходит, и не отходит. - И пусть ходит. И говорите ему всегда полезное со смирением и любовью. А потом, когда уйдет, станьте и помолитесь о нем потеплее.
Поминайте слово Апостола: "если и впадет человек в какое согрешение, вы духовные исправляйте такового в духе кротости" (Гал.6:1).
Вы загадываете бросить старчество. О. N хорошо сказал вам - не отсылать никого от себя. Хорошо, что приходят и каются. - И не отсылайте никого, хоть бы 70 раз седмерицею кто приходил и каялся все в том же грехе. - Всех принимайте радушно, отечески, как отец в притче. - Не хмурьтесь, не принимайте строгой речи, жалейте и сокрушайтесь вместе с ними. Не укоряйте и не осуждайте, а считайте их больными и насилуемыми от врага. Воодушевляйте их на борьбу обещанием помилования и избавления от страсти, если строго станут держать себя и употреблять средства, какие вы предлагаете. Против страсти похотной - пост и молитва, и неотступная память Божия со страхом, что стрела правды Божией может поразить при самом деле греховном, и под. - Хорош труд телесный до утомления. Но главное твердая решимость противостоять греховным позывам.
Пословица есть: взялся за гуж, не говори, что не дюж. - И несите сие братнюю тяготу, не пятясь назад.
Читать ли писания Преосв. Игнатия? - Читайте. Только статью о смерти не читайте, и то не всю, а только несколько листов, кажется, в начале, где он говорит, что душа и Ангел телесны, и доказывает. Эти листы вырвать лучше из книги. Вся статья очень назидательна, а эти листки портят ее. Враг его подзадорил. Можно думать (и я так думаю), что душа, и Ангел - духовны по естеству, но облечены тонким эфирным телом, а чтобы они по естеству были тело, так думать нельзя.
Про уроки о. N, - что я назвал прибаутками, - они значатся в вашем клочке, - вот: закрывать глаза, прижимать уста и губы, выговарить слова молитвы, не касаясь зубов, придерживать дыхание, ноздренное дыхание выше; кто сильнее, пусть выговаривает слова молитвы сильнее, чтобы сердце чувствовало.
Благослови вас, Господи!
Ваш доброхот Е. Феофан. 27 ноября 89 г.
910. Шепотники, сопуны и кликуши
Милость Божия буди с вами!
Примите и от меня поздравление и с праздниками и с новым годом. Да будет все вам во спасение.
Что писано было об о. N со слов чужих, то полагаю лучше предать забвению. Передававшая приплела тут нечто и от себя, а отделить это от слов о. N невозможно. Ныне с молитвою Иисусовою не знать как обращаются. Сколько напридумали прибаутков! - А о существе дела совсем забывают. Оттого выходит, что одни только на словах и останавливаются, твердят: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, но без всякой мысли и чувства. Я называю их шепотниками, или шептунами. Другие останавливаются на ноздренном дыхании и сопят. Это сопуны. Показались еще какие-то такие, которые, будто не имея сил остановить внутреннего движения, начинают кричать: Иисусе... Иисусе... Ии... Ии... Это кликуши.
А дело молитвы сей просто: стань умом в сердце пред лицом Господа и взывай: Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, или только: Господи помилуй... милостивый Господи, помилуй мя, грешнаго... или другими какими словами. Сила совсем не в словах, а в мыслях и чувствах. На этом и стойте, и все прибаутки отвергайте, и сами и других тому учите.
Что вы освободились, хоть не совсем, от докук, - милость Божия. Пользуйтесь ею и пекитесь свое внутреннее благоустроить, ходить непрестанно в памяти Божией и памяти смертной и тем возбуждать помысл бодренный и ревнивый о спасении.
Прошу вымолить у Господа и для меня сие благо.
Благослови вас Господи! Спасайтесь!