Letters (Issues 1-8)
Ваш доброхот Е. Феофан. 3 генв. 90 г.
911. Неправильный образ совершения молитвы Иисусовой и способ перехода к надлежащему молитвованию
Милость Божия буди с вами!
О молитве я говорил то, что говорил, потому, что из молитвы Иисусовой не знать что сделали. Думают, что как только стал кто творить сию молитву, то этим одним уже все сделал. Молитва сия стала у них, как заговор какой: твори ее, приложив к сему и те телесные положения, о коих инде говорится, и все получишь. Вот и мурлычут, а сердце остается пусто, и мысли бродят, даже и срамные движения приходят, а им ничего, будто все такое в порядке вещей. - У иных приходит при этом малая теплота, и они кричат: вот благодать, вот благодать! - И не вспомнят, что говорят опытные: смотри, придет легкая теплота, не дивись, это от естества, а не от благодати.
Чего ищут молитвою Иисусовою? - Того, чтоб канул в сердце благодатный огнь, и началась непрестанная молитва, чем и определяется благодатное состояние. Ведать подобает, что молитва Иисусова, когда искра Божия падет в сердце, раздувает ее в пламень; а сама не дает сей искры, а только способствует к приятию ее. - Чем способствует? Тем, что собирает мысли воедино и дает душе возможность стоять пред Господом и ходить в присутствии Его. - Главное - стояние и хождение пред Богом с вопиянием к Нему из сердца. Так делал Максим Капсокаливит. Так пусть делают и все, ищущие благодатного огня, а о словах и положениях тела не заботятся. Бог смотрит на сердце.
Я против того говорю, что иные совсем забывают о вопиянии из сердца. Вся забота у них о словах и положении тела, и отчитав в сем положении известное число молитв Иисусовых, с поклонами, опочивают на сем, с некиим самомнением и осуждением ходящих в церковь на общую уставную молитву. Иные весь век так проживают, и пусты бывают от благодати.
В сем положении уканет наконец в сердце искра Божия - луч благодати. Его ничем не произведешь, он исходит прямо от Бога. Тогда можешь остаться с одною Иисусовою молитвою и ею раздувать молитвенную искру в пламень.
Таков прямой путь.
zЧто касается до о. N, ничего не умею сказать вам. Управляйтесь с ним, как вас Бог вразумит.
Благослови вас, Господи! Спасайтесь!
Ваш доброхот Е. Феофан. 26 февр. 90 г.
912. Молитвенный огонек приобретается трудом и не дается никаким художеством. Размер келейного правила. Об откровении помыслов, чтении книг и принимании ищущих старческого совета
Милость Божия буди с вами!
Все, что вы писали в последнем письме (18 февр.), добре написано. Молитва Иисусова, с верою в простоте сердца творимая, всегда душеспасительна. - Вредным может оказаться художество, какое с нею соединяют. От этого остерегать надо. Можно не вдруг на молитву сию налегать, а сначала всякий пусть навыкает молиться от сердца положенными молитвами и молитвами в церкви. Потом, когда заметите, что кто начинает углубляться в молитву, можете предложить ему творить молитву Иисусову непрестанно, и при сем блюсти память Божию со страхом и благоговеинством. - Молитва первое дело. Главное, что ищется молитвою, есть получение того огонька, который дан был Максиму Капсокаливиту. Сей огонек никаким художеством не привлекается, а подается свободно благодатью Божиею. Для чего требуется труд молитвенный, как пишет св. Макарий. Хочешь стяжать молитву, говорит он, трудись в молитве... Бог, видя, как ты усердно ищешь молитвы, даст молитву (Слово 1, глава 13). Это путь Максима. Два года бился он от сердца, ища молитвы, - и получил дар молитвенный. Сие преподавайте всем. Но прибавляйте, что дом молитвы - чистое сердце, и совесть спокойная и ревнование о всякой добродетели и засеменение их в сердце.
Не смущайтесь, что вас укоряют. За это Бог даст силу вашим урокам. Только смиряйтесь и в простоте сердца все творите.
Старец или брат, который говорил вам: утренних и вечерних молитв довольно. Разумеется это для келейного правила, с быванием на всех службах. - Конечно довольно. Только надобно, чтоб и церковные и домашние молитвы совершаемы были со вниманием и от сердца. Промежутки же все наполнять надо памятью о Боге - со страхом и сокрушением сердца. - Но при всем сем помнить следует, - или иметь в виду, последнюю цель - полученье того огонька, который дан был Максиму Капсокаливиту.
Открывать помыслы, как вы знаете по опыту, И весьма благотворно. - Читать книги тоже хорошо; и это может при случае подать вразумленье. Но там и пишутся общие указания; а на частные случаи лучше искать прояснение у живого знатока дела. Пристращаться к чтению дурно. Это не ведет к добру, - и восстановляет некую стену между сердцем и Богом. Развивается при сем любопытство и совопросничество пагубное.