Letters (Issues 1-8)
Правду говорит N., что ныне нет настоящих руководителей. - Однако ж с одним Писанием и отеческими уроками оставаться не следует. - Необходимо вопрошение. Паисий Нямецкий так решил: два или три единомысленных пусть составят союз, и друг друга руководят или друг друга вопрошают, ведя жизнь во взаимном послушании, со страхом Божиим и молитвою в умеренной строгости аскетической.
Благослови вас, Господи! Спасайтесь!
Ваш доброхот. 29 окт. 90 г.
918. Причины неотвечания святителя
Милость Божия буди с вами!
Вы я думаю очень дивитесь, что столько времени нет от меня письма. Причина вот в чем: семь недель хворал от простуды; но тут уж не до переписки. Теперь все прошло, - чуточку осталось хворости.
Пишу вам, чтоб только сказать об этом, и утолить ваше беспокойство о неотвечании моем, если только оно есть.
На письма ваши отвечать не берусь. Надо перечитывать ваши письма, а это труд тяжелый, потому что вы пишете обыкновенно много, почерк же ваш очень не живописен. - Прошу извинить мне сию леность.
Желаю вам всего хорошего, - и внешне и паче внутренне. Да хранит Господь в вас доброе настроение монашеское.
Спасайтесь!
Ваш доброхот. 14 янв. 91 г.
919. О слове чадо и о кресте над разрешаемом. Целительные грязи
Милость Божия буди с вами!
Поздравляю с постом!
Даруй вам Господи провесть его постнически и. духовно, в покаянии и сокрушении.
Мне не противно получать письма от вас и отвечать вам, только вопросы ваши не всегда мне под силу, потому что я не имел никакой практики, а вопросы ваши все практичные. Вот и в последнем письме спрашиваете о слове чадо при исповеди и о кресте над разрешаемым. - Об этом надо спрашивать духовников старейших и благоговейных, которые много видели и слышали. Скажу однако же что думаю: надо действовать так, как показано в чине исповедания: ибо он написан для всех. Если впрочем слово чадо иной раз смущает, говорите: рабе Божий. Что касается до креста, то его не отложно следует полагать: ибо во имя и в силу его дается и действенно бывает разрешение.
Вы пишете: "работаю, как новоначальный с послушниками". - Я не понимаю, в чем эта работа? - Хорошим же или не одобрительным делом она может быть только от духа, с каким делается. На это и смотрите и соответственно с тем себя держите.